Время  сказать  спасибо

Время сказать спасибо

Этот год надолго останется в нашей памяти. Новый вирус принёс в нашу жизнь новые реалии, привыкнуть к которым непросто. Самоизоляция, дистанционная учёба и работа, масочный режим и дистанцирование вошли в каждую семью и, кажется, уйдут не скоро. Несмотря на то, что в нашем регионе объявили третий этап снятия ограничений, ситуация не только остаётся тревожной, но и вызывает всё больше опасений у специалистов. О болезни и лечении, о работе в по-настоящему тяжёлых условиях, о перспективах на ближайшее будущее и об уроках коронавируса мы поговорили с человеком, который знает все проблемы изнутри — с врачом-инфекционистом Хвастовичской ЦРБ Ниной Васильевной КОЛЫЧЕВОЙ.

— Нина Васильевна, на протяжении всех этих непростых месяцев Вы возглавляли бригаду по борьбе с коронавирусом. Расскажите о своих коллегах и о вашей работе.
— Про коллег могу сказать только одно — мне с ними очень повезло. Баклаборант Елена Алексеевна Какатунова, медсестра Оксана Валерьевна Савинова и водитель Алексей Дмитриевич Стёпкин — это люди, на которых я могу положиться в любой, самой сложной ситуации. Сложно описать, в каких условиях нам приходилось работать. В иных деревнях нет даже названий улиц, не то, что номеров домов, поэтому спасал водитель, который знает весь район, кто где живёт, кто чей сосед, куда как можно проехать.
Было огромное количество вызовов, осложнённых необходимостью каждый раз переодеваться и дезинфицировать машину. Люди на приём шли потоком. С начала апреля нам выделили кабинет с отдельным входом. И на приём ко мне шли не только те, кто записался по телефону или через интернет, предварительно описав симптомы, а абсолютно все пациенты, у которых в регистратуре отмечалась повышенная температура. Основная масса больных пришлась на май-июнь. Люди болели по-разному. В основном, слава Богу, лечились амбулаторно, дома. Но мы всегда были готовы к тому, что вызов окажется к тяжёлому больному. В таких случаях всё решал один звонок старшему врачу СМП г. Калуга. Дальнейшая маршрутизация больного была отрегулирована до мелочей. Нам говорили, в какую больницу ехать — и там уже нас ждали.
Отдельно хочу отметить, что мы не столкнулись с такими проблемами, как отсутствие средств защиты — трёхслойные костюмы у нас были с первого дня и в достаточном количестве. Респираторы, очки, маски, перчатки — честно говоря, мы их даже не считали. И за это спасибо администрации больницы, главе администрации района, решившему этот вопрос, а также руководству ООО «Витекс».
Бумажная работа тоже отнимала много сил. По ходу приёма и, тем более, вызова, нет никакой возможности правильно заполнить все необходимые бумаги. Всё пишется на бумажках, в сокращённом виде, просто как памятка, чтобы не забыть. А в конце рабочего дня, когда, наконец-то, можно снять костюм, вдохнуть полной грудью и посмотреть вокруг своими родными глазами, а не сквозь двое очков, все эти записи нужно систематизировать. И эта, казалось бы, несложная работа отнимала последние силы. Иногда и плакала, что уж скрывать. От усталости, от неопределённости, от беспросветности…
— Нина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о самой болезни, ведь Вы знаете о ней не понаслышке.
— Несмотря на то, что мы столько времени работали с ковидными больными, о самой болезни, к большому сожалению, известно очень мало. Единственное, что я могу с уверенностью сказать, — это очень коварная и непредсказуемая болезнь. На первый взгляд, её течение напоминает грипп. И даже ощущается больным легче. Но хотя грипп и чувствуется острее, — проходит быстрее. А эта гадость (иначе и не скажешь) может затаиться на некоторое время. Не очень высокая температура, кашель, но не такой, с которым сразу бежишь в больницу, а тот, про который думаешь, что сам пройдёт. А он не проходит. Неделю, вторую. И температура не уменьшается. И уже не кажется, что пройдёт само, накапливается усталость, слабость. Человек чувствует, что он нездоров. Вот тогда вызывают врача или идут в больницу.
Что могу сказать про статистику больных. Дети не болели. Основная масса больных — это люди в возрасте от 45 до 65 лет. Я могу объяснить это тем, что более молодые люди менее подвержены этому вирусу. А более пожилым — пенсионерам — необходимо было сократить контакты до минимума, так как у пожилых людей много хронических заболеваний. Тем более, что социальная реклама призывала поберечься именно людей возрастной категории 60+.
— Нина Васильевна, нас пугают второй волной вируса, возвращением ограничений, кто-то говорит о более тяжёлых последствиях. Каковы Ваши прогнозы?
— Я ни в коей мере не могу делать никаких прогнозов. Только выводы, исходя из своего опыта. И выводы мои, к сожалению, неутешительны. Я уже говорила, что эта болезнь коварна, и предсказать, как поведёт себя вирус, очень сложно, слишком мало времени за ним наблюдают. Есть большая вероятность наложения друг на друга сезонных ОРВИ, гриппа и коронавируса. Как определить болезнь на ранней стадии, при том, что симптомы практически одинаковы? Как развести больных и не допустить осложнений? Поэтому я призываю всех, у кого нет противопоказаний, пройти своевременную вакцинацию от гриппа. Кроме того, прошу не нагнетать обстановку и с пониманием отнестись к возможному возвращению некоторых ограничений. Помните: самое дорогое, что у нас есть — это здоровье. Не рискуйте им понапрасну.
Вот такой содержательный разговор у нас получился с Ниной Васильевной Колычевой. Будучи пациентом Нины Васильевны в это непростое время, я хочу отметить её искреннюю заинтересованность в выздоровлении каждого человека. У каждого был номер её телефона, звонить нужно было при любых ухудшениях состояния, в любое время. Иногда на приёме казалось, что ей сейчас станет дурно, и только теперь я узнала, что не казалось…
Эта болезнь научила нас многому. Ответственности за себя и своих близких. А ещё — благодарности. Благодарности тем, кто продолжал работать в обычном режиме — продавал нам продукты и лекарства, убирал улицы и увозил мусор, мыл и дезинфицировал все общественные места… Но, прежде всего, — тем, кто каждое утро уходил на работу, не зная, когда вернётся. Кто каждый рабочий день начинал с облачения в трёхслойный костюм и маску. Кто не мог сделать вдох полной грудью на протяжении нескольких часов. А после короткой передышки — снова костюм, маска, очки и — в дорогу, к очередному больному. Спасибо!

Подготовила
Оксана Куликова.
Фото
Натальи Андросовой.