Наши интервью: “Ребята любят учиться, скучают по школе и учителям”

Образование — одно из основных направлений политики и финансирования как в стране в целом, так и в нашем регионе и районе в частности. В последнее время система образования претерпела ряд изменений. Об этом (и о многом другом) мы поговорили с директором Теребенской средней школы Татьяной Викторовной Ипатовой.

— Татьяна Викторовна, Вы являетесь директором школы уже 10 лет. Какие нововведения в образовательном процессе Вам нравятся, а какие, наоборот, на Ваш взгляд, тормозят учебный процесс?
— Образование, как и всё сейчас, постоянно меняется, причём очень стремительно. Меняется всё: техническое оснащение и материальное обеспечение школ, требования к педагогам, учебные пособия. Вот именно изменения учебных пособий и школьных программ зачастую «дарят» нам, педагогам, ряд сложностей. Постоянно приходится подстраиваться под новые стандарты, переписывать планы и составлять новые методические разработки для уроков.
Кстати, предъявляются повышенные требования не только для педагогов, но и для учеников. Дети сейчас очень загружены в школе — появились новые предметы, обучение по которым начинается значительно раньше. К тому же, у учителей возросла так называемая бумажная работа — составление планов, отчётов и прочего. Это также отнимает немало сил и времени. Учителя постоянно должны проходить самые разнообразные курсы повышения квалификации, участвовать в совещаниях, семинарах, вебинарах. И если раньше это было организовано на месте, в районе, то сейчас необходимо посещать областной центр. А это потеря времени, учебных часов. Программу никто не отменял — приходится потом упущенные часы с ребятами нагонять. А это, опять-таки, повышает нагрузку на детей.
— Татьяна Викторовна, но школа — это не только образование, это ещё и воспитание. Как построен в Теребенской школе воспитательный процесс и на каком уровне дополнительное образование?
— Воспитательная составляющая, на мой взгляд, у нас охвачена полностью и всесторонне. Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. К тому же, в этом нас поддерживает и областной парламент, которым ещё в 2013 году был принят соответствующий закон о патриотическом воспитании. У нас в школе имеется зал боевой славы. На базе школы создан волонтёрский отряд, который не только помогает престарелым и ветеранам в ведении домашнего хозяйства, но и поддерживает воинские захоронения и памятники, которых в нашем сельском поселении немало.
Кроме того, мы сотрудничаем с Еленским лесничеством. Наши ребята участвуют и в Дне леса, и во многих других экологических акциях. Также в школе создан отряд ЮИДД. С гордостью отмечу, что наши ЮИДовцы неоднократно занимали призовые места на разнообразных областных конкурсах и соревнованиях, они постоянные участники выездных мероприятий, проводимых для юных инспекторов дорожного движения в области. На высоком уровне у нас поставлено и спортивное воспитание. Наши ученики — постоянные участники и призёры соревнований по разнообразным видам спорта. Многие из учеников и преподавателей успешно сдали нормы ГТО. Также в школе работает драмкружок. Ребята ставят потрясающие постановки. На школьные спектакли собираются многие теребенцы. И даже сейчас, в этот непростой период, связанный с пандемией, ребята не прекращали свою деятельность, участвовали в различных онлайн акциях.
— Расскажите ещё об одной составляющей здоровья и успешного учебного процесса — школьном питании.
— Все без исключения наши ученики обеспечены горячим питанием — обедами, которые обязательно включают в себя первое (суп), второе и напиток. Дети из малообеспеченных и многодетных семей, а таких у нас 50 учеников, дополнительно получают горячие завтраки. Да, сейчас родители доплачивают за питание детей, но уже с сентября этого года в школе вводится бесплатное питание для начальной школы. Это очень хорошо и правильно. Но хотелось, чтобы данная инициатива президента и правительства распространилась и на учеников постарше.
Качеству питания мы также уделяем особое внимание. Постоянно контролируется и свежесть продуктов, поступающих на кухню, и уже готовых блюд. Также создан Управляющий совет школы, который контролирует процесс питания детей, не остаются в стороне от этого вопроса и депутаты — в своё время областные парламентарии призвали депутатов на местах осуществлять соответствующий контроль качества школьного питания. Но я считаю, что лучше всего о высоком качестве школьного питания говорят сами ученики. Они довольны.
— Татьяна Викторовна, давайте поговорим о дистанционном обучении — новшестве, которое многих застало врасплох. С какими сложностями столкнулась школа, как это отразилось на работе педагогов и на качестве образования?
— Да, действительно, дистанционное обучение свалилось на всех, и на нас в том числе, неожиданно. Мы абсолютно не были к этому готовы. Не готовы были и родители. Прежде всего, обозначились технические проблемы — не у всех родителей есть возможность приобрести компьютер или ноутбук. И даже не у всех детей есть смартфоны, как бы неправдоподобно это ни звучало в наше время. К тому же, многие учителя в школе немолоды, и быстро освоить компьютеры и ноутбуки, новые программы им было нелегко. Осложняла проведение онлайн уроков и неустойчивая связь. В школе у нас интернет-соединение стабильное, а вот в сельском поселении нет. Некоторые наши ученики вообще не имеют возможности выходить в сеть, например, в Палькевичах интернета нет совсем. Но мы справились, и я считаю, что справились отлично. Отчасти этому способствовала малокомплектность школы. Во многих классах у нас всего несколько учеников, и преподаватели могли индивидуально повторять один и тот же урок каждому ученику, потому как особенно ученики младших классов без помощи родителей подключиться к сети не могли…
Как бы то ни было, наши выпускники успешно сдали ЕГЭ. Я допускаю, что будут определённые пробелы в знаниях и освоении ряда тем, но надеюсь, что с сентября мы приступим к обучению в привычном для нас режиме — в классах. Тогда всё наверстаем в случае необходимости. Но, как говорится, нет худа без добра. Дистанционное обучение показало нам, педагогам, самое важное и ценное — дети любят школу, скучают по школе, по своим учителям, одноклассникам. Не скрою, это приятно. Ради этого стоило «потерпеть» дистанцию.
— Калужская область вошла в пилотный проект внедрения дистанционного обучения в школе, согласно которому дистанционное обучение станет одним из элементов традиционного. Каково Ваше мнение по этому вопросу.
— Я против, чтобы постоянно и по всем предметам проходило дистанционное обучение. Живого общения ничто не заменит. А вот как дополнение к традиционному обучению — только за. Видеоуроки помогут детям, которые болеют, не пропускать учебный процесс, не отстать по школьной программы. Бывают случаи, когда необходимо к изучению новой темы подойти «с другой стороны» — прослушать объяснение другого учителя. Вот тут дистанционная составляющая может помочь. В качестве дополнения к традиционному — дистанционное обучение откроет новые горизонты для всех участников учебного процесса.
— Татьяна Викторовна, Вы не только директор, но ещё и занимающий активную гражданскую позицию житель района. Какие, на Ваш взгляд, проблемы, требующие решения, есть в системе образования вообще, в сельском поселении, в районе?
— В системе образования, как в любой другой, проблем хватает. Но основная, на мой взгляд, проблема — кадровая. Как я уже говорила, многие учителя в нашей школе, да и в ряде других школ района, предпенсионного или пенсионного возраста. Да, у них колоссальный опыт, они отличные педагоги, но рано или поздно они уйдут на заслуженный отдых. А вот заменить их некем. Выпускники педагогических вузов не хотят работать в школах. Поэтому считаю, что, прежде всего, надо повышать престиж работы учителя, чтобы вчерашние студенты стремились работать в школе, работать по специальности. Особенно тяжело с кадрами в сельской местности. Программа «Земский учитель», действующая с этого года, возможно, поможет решить эту проблему.
Проблема отсутствия молодых специалистов в нашем районе довольно остро стоит во всех сферах. И проблема эта многогранна. Решать её надо комплексно. Прежде всего, не хватает муниципального жилья. Даже если молодые специалисты и приедут — жить, порой, им негде. А требования к жилью сейчас высокие — необходимо газовое отопление, водопровод, канализация. Как раньше, на квартире у бабушки, молодёжь жить не согласна.
Вторая проблема — в некоторых сферах вообще нет рабочих мест. Знаю, что многие считают, что если бы пенсионеры ушли на заслуженный отдых, то для молодых освободились рабочие места. Так то оно так, но прожить на пенсию достаточно сложно, если не сказать невозможно. Прежде всего, необходимо обеспечить достойный уровень жизни для пенсионеров, тогда они с удовольствием освободят рабочие места молодым. Но это уже проблема федерального уровня.
Что касается благоустройства. Если посмотреть на сельское поселение «Село Кудрявец» и деревню Теребень, могу отметить, что в последнее время улицы значительно преобразились. Практически везде у нас нормальные дороги. Да, есть проблема с расчисткой от снега зимой, бывает, чистят с большим опозданием, но, думаю, это из-за недостатка специализированной дорожной техники и удалённости сельского поселения от райцентра. Мусорная проблема в сельском поселении решена — контейнеры для сбора ТКО очищаются своевременно. В Теребени появилась новая детская спортивно-игровая площадка. И если раньше побегать и попрыгать детишки приходили на школьную площадку, то сейчас у них есть выбор. И это замечательно.
Из проблем также хочу отметить отсутствие досугового учреждения в Теребени — Дома культуры. Все мероприятия проходят в школе. Мы, конечно, не против, но, с другой стороны, это неправильно. Необходимо отдельное здание, где могли бы устраиваться концерты, выставки, театральные постановки, вечера танцев. Со слов главы администрации поселения, Теребень стоит в очереди на постройку типового Дома культуры.
Есть определённые проблемы и с медицинским обслуживанием. Фельдшер Татьяна Ипатова работает на два ФАПа (в Теребени и Кудрявце), а также в школе. Это тяжело. Хотелось, чтобы в школе был свой медицинский работник. Этот вопрос я неоднократно поднимала на уровне района, но проблема пока не решена. Также существует проблема со связью, в частности, с интернетом, и устойчивым покрытием мобильной сетью. И во время дистанционного обучения данная проблема встала достаточно остро.
В целом, считаю, что, несмотря на социальную направленность политики и бюджета, необходимо больше внимания уделять именно сельским жителям. Ведь почему молодёжь сейчас не стремится жить и работать в сельской местности? Потому что тяжело. Поэтому надо на законодательном уровне сделать жизнь сельских тружеников легче, привлекательнее, почётнее. Ведь не даром же говорится: пока жива деревня, жива и Россия.
— И, напоследок, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— В свете сложившейся ситуации, хочу пожелать землякам, прежде всего, здоровья. А остальное, как говорится, приложится. А школьникам желаю весело и плодотворно провести последний месяц летних каникул. Мы все с нетерпением ждём вас в школе за партами.
Беседовала
Ольга ПОМОЗИНА.