Премьера спектакля

Новой театральной постановкой порадовали хвастовичан и гостей района артисты Хвастовичского народного театра. На сцене прошла премьера спектакля по пьесе Островского «Не всё коту Масленица».

Почитателям районного театра известно, что режиссёр В. Ф. Василевский поставил три произведения по пьесам Островского: “Женитьба Бальзаминова”, “Свои люди, сочтёмся” и “Воспитанница”. И вот, в год 200-летия драматурга, это четвёртая работа. Почему он обратился именно к этой пьесе? Всё просто. Все произведения великого Александра Островского выигрышны. Они вне времени, потому что в них поднимаются очень важные для нынешних поколений проблемы — смысла жизни, выбора цели, к которой нужно стремиться, проблемы совести, чести и бездуховности, проблемы семейных отношений, конечно, отношений сильных и слабых мира сего. А ещё они раскрывают нам глаза на негативные явления.

Конечно, пьеса «Не всё коту Масленица» не современная, а это значит, что актёры должны ещё сильнее привыкнуть к своим ролям, к своим персонажам, чтобы перевоплотиться в людей XIX века, перенять их манеру ходить, говорить, одеваться. И хоть автор не даёт нам чёткого описания действующих лиц, указывая лишь возраст, режиссёр увидел их такими и воплотил в следующих актёров. Богатый купец Ахов — Юрий Кузнецов, Ипполит — Юрий Гафаров, Феона — Нина Федотова, мать Дарья Федосеевна — Валентина Андросова и её дочь Агния — Елена Субботникова, кухарка Меланья — Татьяна Антонова.
«Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть», — это сказал сам драматург, открывая перед режиссёрами возможности самим выбирать, какой будет его пьеса. В. Ф. Василевский сделал пьесу яркой — костюмы, декорации, бойкая и шумная игра актёров. А ведь можно было и по-другому. Но потому так и нравится нам наш театр, что он именно яркий, с проработанными деталями, а актёры — самобытны.
И вот эти шесть актёров держали зрителей в напряжении почти полтора часа. Пьеса в четырёх действиях, как всегда, удалась. Но хочется ещё раз пробежаться по персонажам, вспомнить их фразы. И задуматься над их актуальностью. Или пережитками прошлого. Кому как…
Мать Агнии Дарья Федосеевна, которая уже задолго до сватовства обоих женихов решила, что дочь не повторит её судьбу: «Господи-то меня сохрани! Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь ещё, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, поначалу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло. Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых! И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был ещё хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали. Да, кажется, приведись только мне, так я б одному за всех выместила».
И дочь, понимая, что не вправе сама решать свою судьбу, любя мать, доверяется ей: «Что наше сердчишко-то! На что оно годится? На шалости. А тут дело вековое, тут либо счастье, либо горе на всю жизнь. У меня, как перед бедой перед какой, я не знаю, куда сердце-то и спряталось, где его и искать-то теперь. Нет, маменька! Видно, тут, кроме сердчишка-то, ум нужен; а мне где его взять!.. А вот что, маменька! Я никогда к вам не ластилась, никогда своей любви к вам не выказывала; так я вам её теперь на деле докажу. Как вы сделаете, так и хорошо».
Ну, конечно, отношение купца Ахова ко всем одинаковое — презрительное. «Какой для тебя закон писан, дурак? Кому нужно для вас, для дряни, законы писать? Какие такие у тебя права, коли ты мальчишка, и вся цена тебе грош? Уж очень много вы о себе думать стали! Написаны законы, а вы думаете это про вас. Мелко плаваете, чтобы для вас законы писать…».
А вот племянник его другой, не успел ещё заразиться снобизмом: «Конечно, я не в том звании родился, нас с малолетства геройству не обучают, а ежели взять на себя смелость…». Да и Агния его вовремя спасла, заставив быть посмелее и требовать своё.
Феона в исполнении Нины Федотовой, конечно, бесподобна. Болтает без умолку, на всё имеет своё мнение, да и хозяина хорошим человеком считать не хочет. Но куда ж деваться-то: «Да какое дело, окромя, что ворчать ходить да чтоб не спали? Ненавистник! Уж очень он за свою хлеб-соль обидчик! Его куском-то подавишься; он им тебя раз десять в день-то попрекнёт… Чужой работы не считает. Ему, кажись, кабы можно из рабочего дня-то два сделать, так он был бы рад-радостью. Вот и бродит спозаранку, и по двору бродит, и по саду бродит, по сараям, по конюшням бродит. Потом на фабрику поедет, там тоже только людям мешает: человек за делом бежит, а он его остановит, ругать примется ни за что; говорит: для переду годится. А с фабрики приедет, с детьми стражается — вот и все наши дела…».
И с самых первых минут спектакля неторопливо развивает свою роль Татьяна Антонова. Она всё больше сидит да головой кивает. Но эта игра потрудней разговоров будет. Хотя разговор Маланьи, на первый взгляд, несвязный, но очень глубокий. Прочтите ещё раз фразы: «Что проснись!.. Не походя я сплю, а когда время… так что кому!», «А вот… в лени живущим всё тяжело, которые ежели себя опущают…».
Попробуйте перенести действия спектакля на наши дни. Интересно выйдет. Не буквально, конечно, но персонажи Островского живут и сегодня. Так что, классика никогда не умрёт.
Спасибо режиссёру, спасибо актёрам, спасибо за оформление спектакля. Желаем театру благополучия и творческих успехов.
А с премьерой земляков поздравили глава района Л. Т. Ефремкина и замглавы районной администрации В. С. Богачёв. И, конечно, зрители — овациями и бурными аплодисментами.
Наталья АНДРОСОВА.
Фото автора.