От Снежети и Рессеты - до Жиздры и Оки: из века в век

От Снежети и Рессеты — до Жиздры и Оки: из века в век

Прошло два года с тех пор, как увидела свет книга «Возвращение к истокам: Хвастовичская земля в средние века», в которой обзорно освещена история нашего края и жизнь наших предков.

Вышла из забвения страница истории о том, как наш лесной край входил в состав Киевской Руси, Черниговского, Новгород-Северского, Карачевского, Козельского, а также Калужского княжеств.

От легенды
к реальности
Наши предки жили в сплошных лесных дебрях, тем не менее, вносили определённый вклад в развитие этих княжеств, в защиту своей и общей территории от посягательств различных завоевателей, участвовали в качестве воинов также во многих внутрикняжеских распрях и столкновениях, развивали производственные отношения, навыки своих профессий, а также земледелие и скотоводство.
Многие из моих земляков делятся впечатлениями о прочитанном: они вообще не знали про хвастовичскую старину, не вникали в ту историческую и самобытную обстановку, какая существовала на территории предков 1000, 800, 500 лет тому назад. Им не были известны наши князья и бояре из рода Новосильских, Одоевских и Воротынских, звали их Роман, Лев, Фёдор, Дмитрий…
Очень долго основным занятием наших предков, прадедов и отцов были бортничество (организация сбора мёда), охота, рыболовство, бобриные ловы, добыча пушнины, подсечное земледелие, и ещё военное дело — прежде всего, защита своих рубежей и селений, а также участие в больших сражениях и битвах с целью захвата пленных (для выкупа), скота (особенно лошадей), добра, другого имущества. Отдельные их профессиональные занятия дошли до наших дней: пчеловодство, охота, разведение скота и птицы, выращивание зерновых, овощей и т. п.
Древняя территория района долгое время входила в состав Литвы (весь XV век), затем Речи Посполитой, подвергалась многовековому захвату монголами и татарами, в том числе крымскими. Её приходилось защищать кровью и гибелью людей, поэтому и без того немногочисленные лесные деревни и хуторки долгое время слабо развивались, жители почти не расширяли пашни. Но они были мужественными мужчинами и подростками, растили настоящих героев, пользующихся у народа славой и уважением. Легенды и были о них, как и о воеводах из Воротынского княжеского дома, дошли до наших дней.
Так, племянник князя Дмитрия Фёдоровича Иван Михайлович возглавил разгром татар в августе 1507 года на Оке, а внук Михаил Иванович в 1572 году во главе русского войска в битве у села Молоди в 50 км от Москвы разгромил 120-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея. За эту и другие победы над врагами он изображён на памятнике 1000-летию России в Новгородском Кремле. Сыну его Ивану Михайловичу за всенародные дела, авторитет и патриотизм было предложено стать кандидатом на вступление на царский престол в 1613 году. Он отказался. Долгое время являлся первым воеводой при Михаиле Романове.

Интерес не угасает
Наш край интересен как историкам, так и археологам, ибо населён был с древнейших времён. Имеется много артефактов и объектов, говорящих об этом. Это территории древних поселений людей, в том числе селища, курганные и грунтовые захоронения, различные предметы быта, керамика, утварь, оружие, хозяйственные ямы. Особенно впечатляют курганы. Наибольшее их количество сохранилось, о чём рассказывает археологическая карта района, у сёл Красное, Хвастовичи, Фролово, деревень Долина, Рессета, Харитоновка, посёлков Боев и Успенский. Карта представлена в книге «Вятичи — мои предки» и с ней может познакомиться каждый.
Существовал, именно на нашей территории, редкий для большой российской истории феномен межгосударственных, межхозяйственных и межчеловеческих отношений: образовалось Литовско-Русское государство с центром в г. Вильно. Его подданные могли служить как литовскому, так и русскому великим князьям. Могли свободно переходить на ту или другую сторону. Установился такой порядок постепенно на протяжение XV века. Этому способствовала единая православная вера литовцев и русских. Литовские князья и бояре были выходцами в основном из русских домов или очень близких к ним. Роднились они не только на местном или региональном уровнях, но и правящими дворами. Поэтому владели чаще всего городом, волостью или деревней совместно — на паях по жребию, подчиняясь то Москве, то Вильно. Однако частнособственные приоритеты и выгода главенствовали, поэтому удельные князья часто воевали друг с другом. Великие князья поддерживали тех, кого считали нужным.
Когда Москва (Иван III) усилилась и начала расширять государство, войны между Русью и Литвой, а затем между Русским государством и Речью Посполитой стали постоянными на протяжение XVI и XVII веков. Территория Козельского уезда часто находилась непосредственно в центре событий или рядом с военными действиями. Дополняли их голод и болезни, гибель мужчин, пленения населения, неурожаи, запустение земель. Особенно тяжело жилось нашим предкам в ХVI и почти до конца ХVII века. Полегчало при Петре I, когда крымчане и поляки перестали тревожить центральную часть государства.
В разговорах с земляками о роли христианской православной церкви и, в частности, Свенского монастыря в развитии древней земли Хвастовичской, те всегда отзываются положительно. Во внимание берётся, прежде всего, помощь монастыря населению в организации промыслов, добычи мёда, пушнины, строительства и ремонта мельниц, кузниц, а также защита от нападения врагов, в том числе и за монастырскими стенами.
Немаловажное значение имело и приобщение людей к вере в Бога, пропаганда христианского образа жизни, любви к Родине. Свенская обитель способствовала образованию таких наших населённых пунктов, как Пеневичи, Слобода, Алексеевка, Нехочи.

Споры о датах
Читатели с интересом также восприняли «новую» дату первого упоминания в исторических документах о Хвастовичах, «предложенную» мной — 1459 год. Лично я на этой дате настаиваю! Она «зрима» по той причине, что Хвастовичи и Кцынь возникли на берегах Рессеты и Вельи примерно в одно и то же время. Правда, поселение Кцынь могло быть вовлечено в жизнедеятельность Киева и Чернигова раньше (ещё во времена отсутствия «сухой» дороги на Козельск и Воротынск — она шла по реке Рессете по большой воде). Но откуда киевляне могли начинать этот водный путь? От Перевоза у так называемых Аннинских мостов! Однако этот брод находился всего в 7-8 км от Хвастовичского селища — об этом и черниговцы знали. Но Хвастовичи ближе, чем Кцынь, к Карачеву на 30 км, и именно по суше через них пошла дорога на Кцынь и Козельск, а не наоборот.
Документа — нет, отсутствует у нас на руках, но это не означает, что я ошибаюсь. Кстати, наш хвастовичский краевед М. И. Брулёв в принципе согласен с этим выводом (впрочем, этим мнением никто, кроме нас, и не интересуется). Максим Брулёв пишет: «…Хвастовичи письменно не упоминаются в документе договора под 1459 годом, так как до нас дошла, к сожалению, лишь опись вышеупомянутого документа ХVI века. Но мы знаем, что Хвастовичи упоминаются в документах посольства 1497 года, где послы литовской стороны косвенно ссылаются на договор 1459 года. Скорее всего, подлинник договора находился на тот момент в канцелярии Великого княжества Литовского. Вот этим образом и конструируется предположительное упоминание о Хвастовичах в 1459 году.» («Родной край» за 23 ноября 2021 года).
Имеется ещё одно упоминание о Хвастовичах, также пока не подтверждённое документально. Максим Брулёв пишет: «…Современные исследователи нашего региона предполагают, что в 1455 году в состав волости Кцынь входили такие населённые пункты, как Хвастовичи и Местилово, ныне Ульяново. Это предположение строится на основании того, что в дальнейшем в исторических документах эти населённые пункты всегда упоминаются вместе.» («Родной край» за 25 октября 2022 года). Оба документа, всё-таки, когда-нибудь найдутся и их изучат российские историки. Если бы были сохранены архивы Свенского монастыря («погибли» в 1588 и в 1664 годах от рук завоевателей), то дата первого упоминания о Хвастовичах была бы давно известна, причём, она была бы гораздо «старше», чем мы думаем, — уходит в ХIV и даже в ХII век. Когда Карачевом правили и владели киевские и черниговские князья: они не могли миновать Хвастовичи, добираясь до Козельска и Воротынска (в собственную волость «Вятичи»), а также в северные территории княжества. Логика? Думаю, да! Поэтому дату 1459 год можно и нужно вписать в нашу хвастовичскую родословную! Это будет данью уважения к нашей малой родине!

Выводы новые
подтверждают старые
За многие годы соприкосновения с нашим древним прошлым, историей хвастовичских сёл и деревень, мысленно прокручиваю фактические и возможные события, которые как бы сами напрашиваются в правильную канву жизни. То есть они в ней, несомненно, присутствовали или происходили, хотя в документах показаны (предоставлены) не были.
Приведу новые выводы о селе Красном. К тому, что написано в книге с помощью краеведов, добавлю, что поселение действительно окружено огромным количеством древних фактов и событий. Существуют сохранившиеся остатки десятков поселений, курганных захоронений, длительных и кратковременных стоянок как древних племён, так и балтов и славян-вятичей. Археологи определили, что вятичи на этой земле жили на селищах (незащищённых поселениях специально) до ХVII века, то есть даже во времена первых Романовых.
Тогда как быть с фактической историей, как уточнить, что Красное — это часть Хвастовичей, и его основали выходцы из нашей волости? Давайте «опустимся» в то легендарное время. Красное возникло на рубеже ХV века, то есть тогда у Чёрного Вершка уже появились избы и хозпостройки. А что же в это время происходит в урочище Крутишник в низовье Вельи? Там, на поляне, археологи откопали используемую людьми керамику (сосуды), а также различную хозяйственную утварь, украшения и т. п., которые датируются именно XIV-XVII веками. Значит, здесь ещё продолжали жить наши предки? Нет! После основания жилья у Чёрного Вершка народ на старом месте — лесной поляне -«заимке» — появлялся в основном только в летнее время: дети купались в Велье, отдыхали, приглядывали за скотиной, ловили рыбу, катались на лодках, заготавливали со старшими сено; женщины принимались за стирку, белили холсты, обучали дочерей всему своему ремеслу по хозяйству, готовили пищу, нянчили детей; мужчины охотились или ставили капканы на разного зверя, кто постарше, ремонтировали оружие, инвентарь, обрабатывали шкуры, чинили сбрую и обувь… Дел всем хватало до глубокой осени. Зимой же люди жили в деревенских избах в одной-двух верстах от летней «стоянки». Хозяевами на ней становились охотники. Они устанавливали снасти в реке для лова рыбы и бобров, молодые мужчины уходили в дальние леса на добычу пушного зверя. Если была острая необходимость, — рубкой хат и сараев занимались на месте валки деревьев. И только сообща — толокой.
На бывшем поселении (на большой поляне у опушки леса) ещё долго — и 20, и 30, и 50 лет после переселения — кипела то большая, то малая работа, отмечались праздники и календарные события, поэтому за всё время его существования накопились значительные хозяйственные отходы: мусор, осколки керамики, испорченные украшения, старая обувь и т. п. Всё это «заплыло» в почве, заросло травой и дёрном. И хорошо! Потому что сохранилось! Чем и воспользовались археологи. Они провели раскопки, а обнаруженные факты представили научно, составив картину жизни людей на протяжение веков. Определили, кто здесь жил, когда. Чем люди занимались, как питались, какое использовали оружие, какие были орудия в хозяйственных делах. Выращивали ли овощи, зерно. И описали ещё много чего.
По остаткам керамических сосудов у них сложилось мнение, что красненцы жили на Крутишнике и в XVI, и в XVII веках, то есть и тогда, когда деревня Красная уже застроилась домами на целую улицу. Но и ошибки здесь нет, потому что на этом археологическом объекте жизнь продолжалась действительно долго — люди не забывали его и в XVIII, и даже в XX веке. И сегодня мы восхищаемся этой природной поляной, расположенной на опушке возрождённого после пожара Бора. Навещаем его. Через него ходим и проезжаем по древней дороге на купальню, на охоту и рыбалку. Здесь же собираем ягоды и грибы, любуемся луговыми травами, поминаем своих предков — вятичей. Поминаем вниманием и добрым словом у рукотворного монумента (на снимке), установленного там, где предки жили изначально.

Нелишне здесь сказать также и о Хвастовичах. Это древнее поселение, очевидно, было вовлечено в хозяйственный оборот киевских и черниговских князей ещё в ХII веке как их собственность (входило в Карачевскую волость, «Лесную землю»). Однако поселение Хвастовичи в ХII-ХIV веках находилось не на ул. Ленина или возле купальни Глинка, как мы считали изначально, а у бетонного моста возле посёлка Успенского. Археологи, описывая данное поселение, сообщают: «Успенское селище-2; IV-VII, XI-XIII, XV-XVII века; 0,1 км к с/в от посёлка, мысовидный выступ первой надпойменной террасы левого берега реки Велья (левый приток р. Рессета, правого притока реки Жиздры). Площадь около 2 тыс. кв. м, высота над рекой 5-7 метров. Культурный слой до 0,25 м. Керамика лепная мощинской культуры (до прихода вятичей — примечание автора), гончарная древнерусская и позднесредневековая (белоглинная и чернолощёная). При случайных обстоятельствах найден железный наконечник копья…» (см. археологическую карту Хвастовичского района).
Не вызывает сомнения, что до ХIV века вятичи «Хвастовичей» и «Красного» сообщались между собой из поселений, где в то время жили. Ходили по дороге, которая шла по лесной опушке вдоль поймы реки Вельи — через Белую гору. Переход «Зарость» на Велье (у Малькина Верха) до сих пор соединяет с. Красное и пос. Успенский. Дорога и сегодня находится в хорошем состоянии. Основание же деревни Красной на рубеже ХV века переселенцами из Хвастовичей усилило взаимодействие этих двух родов уже родственными отношениями и связями. И, конечно, заставило «красненцев» окончательно перебраться на жительство с лесного селища на Крутишнике в новые избы к хвастовичанам, оставив старую поляну летней сезонной «стоянкой».
В IV-VII веках на хвастовичском селище жили балты. Вятичи или их прогнали, или ассимилировали.
Что произошло дальше, можно узнать из книги. К сожалению, обжитая когда-то территория селища полностью уничтожена дорожниками в «лихие» 90-е годы. Всё содержимое, что «хранилось» в почве, было вывезено на ремонт дорог. Такой печальный финал оказался у древней прародины районного центра села Хвастовичи.

Карачевцы — соседи!
Или земляки?
Не могу не написать ещё раз о Старой Карачевской дороге и о роли Карачева в развитии нашего края. Дорога стала необходимостью ещё в первой попытке Киева продвинуться для захвата вятичских территорий по Оке и её притокам в конце Х-ХI веков. Постепенно была хорошо обозначена и местами обустроена. Существовала уже у вятичей. Ныне она потеряла значение, зарастает, с её обочин и подъездов исчезли многие населённые пункты.
Карачев сыграл главную роль в жизни населения нашего района. В начале развития (ХI век — первая половина ХII века) город не мог активно взаимодействовать и влиять на дальние лесные поселения, тяготевшие к нему, но, попав в собственность Киевских Великих князей, конечно, обрёл высокий статус и новые возможности. По всей видимости, именно тогда начались активные связи Корачевской волости и с Хвастовичами, и с Бояновичами, при установлении в нём монастырского подворья они даже расширились.
Как мы также знаем, и Хвастовичи, и Бояновичи перестали быть в начале ХV века собственностью Свенского монастыря. Бояновичи стали вотчиной боярина, перестав являться опорой обители на нашей территории. Этой опорой становится Подбужье, в деревне был поставлен монастырский двор (в документе упомянут Титко Богатищев, живущий в нём). Подбужским монастырским крестьянам под началом, скорее всего, уже Ботаговской волости, удалось создать и Пеневичский, и Слободской, и Елдаховский, и Нехочской медовые промыслы, ставшие основой деревень под эгидой монастыря. Промыслы стали центрами новых, ранее бесхозных (свободных) лесных угодий. Вскоре они заселились крестьянами, получив в народе звание «божьих».
Таким образом, мы отмечаем значительную роль старинного села Подбужья в расширении на территории района угодий и паствы Свенского монастыря. Само поселение в то время было, по всей видимости, самым значительным по количеству монастырских подворий — их насчитывалось больше тридцати.
Новые духовные деревни, как и сегодня, располагались на лучших в районе землях. Село Подбужье по возрасту близко как к Бояновичам, так и к Хвастовичам. Но Бояновичи будут старше Хвастовичей, потому что взаимодействие групп вятичей, обосновавшихся после прихода из Поволжья на реке Снежети и реке Лохове, было более ранним и близким, возможно, эти люди на поселениях представляли один большой род.

Первая Велья.
Вторая Велья
Придя из Карачевского поселения по реке Снежети в почти непроходимые леса, где нынче расположено село Журиничи, они назвали местный её приток рекой Вельей. Со временем, продвигаясь по нему дальше, вышли на берега другого притока, вытекающего из Батаговских болот, назвав его также Вельей (сегодня называется Батаговская Велья). Прожив здесь десяток лет, значительно сократив рыбные и охотничьи запасы, вятичи частью рода двинулись на северо-запад по освоенной в верховье реке Рессете. Обнаружили устье её левого притока, назвав его Лоховой. Плавая по нему, километрах в трёх образовали у ручья над поймой поселение. Назвали его Буяновичи (по легенде, ручей падал с высоты и шумел на всю округу — буянил). За несколько лет вырубили ближние леса и стали заниматься земледелием, выявив высокое плодородие здешней пашни.
Опять же, со временем, возникла у них необходимость доплыть и до притока, что впадает в Рессету километрах в тридцати ниже от Бояновичей. Это была речка с нынешним её названием Велья. Вятичи назвали её так, конечно, не случайно. Но почему? (Поколениями они уже жили на двух берегах Вельи).
Чтобы разобраться и понять, я обратился к энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. К созвучным названию реки Велья есть слова «Вельяминовы», «вельвичия», «вельзевул», «вельвет», «вельможа» и другие. Последнее наиболее близкое по значению, к нему имеется следующее пояснение: «…составленное из наречия «вельми», то есть «очень» (превосходство, восхищение кем-то или чем-то) и глагола «мочь». Выходит, что в названии «Велья» есть что-то значимое, большое, вызывающее уважение. Для наших предков, как я считаю, это означало очень хорошую реку — рыбную, а берега — изобилующие зверем. То есть она была «достойна» для жизни людей. Возможно, её чтили, она являлась тотемом — местным божком.
Открыв Велью, вятичи изучили её на всём протяжении — под нынешним посёлком Успенским на левом берегу, у будущего Карачевского большака, на обширном всхолмлении, вдающимся мысовидным выступом в реку, — образовали селище. Этот выступ и стал в названии «хвостом» — Хвостовичи (Хвастовичи).
Необходимо отметить, что факты о неизвестных для хвастовичан, но исторически важных реках Вельях, впадающих друг в друга и в реку Снежеть между Карачевым и Брянском, рассказали местные старожилы Сергей и Василий Труновы. Спасибо им за это! (Оба водоёма обозначены на карте Брянской области).
Первая река протекает в 15-16 км от верховья Рессеты. Другая — сильно заплыла. Берега и пойма местами порушены тяжёлой техникой. Но в половодье она оживает, протекает рядом с селом Батаговым (Лесное).
Таким образом, расселение вятичей по хвастовичской земле шло, в том числе, и из Карачева по реке Снежети и её притокам до границы расселения с брянскими кривичами, и далее на Бояновичи и по Рессете вниз по течению до Жиздры и Оки. Расселение произошло в основном в VIII-X веках. Их мелкие земледельческие и охотничьи селища и деревни, как мы видим, часто носили временный характер. Переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен и охотугодий ещё долгое время.
Карта прослеживает приход сюда наших предков: в Городок они пришли в VII веке (скорее, в VIII веке, так как раньше здесь жили балты), вятичи жили до X века. В Ловатянку — «Удовская пристань» — в XIV веке (до XVII века), в Харитоновку (Фалеевская заводь) — в VIII веке; в урочище «Завальня» — в XIV веке (до XVII века), выше Крутишника («Луковка») под Красным жили также в XIV-XVII веках; по селищам у бывшего села Фролово сведения отсутствуют.
Когда начался захват Киевом северной территории вятичей, хвастовичские поселения стали их опорой и помощью в деле продвижения по неизвестным труднопроходимым лесным дорогам и тропам, которые после установления экспансии над территориями «получили» статус чего-то вроде «княжеских» — особо важных. Его получил и Старый Карачевский Большак.
Обжившись в Бояновичах, вятичи наладили дорожный путь и связи с Хвастовичами, а через них и с Карачевом по Большаку. Но им нужен был свой прямой ход в город. И именно бояновичские охотники и воины улучшили свои старые и звериные тропы, обустроили путь так, чтобы он всегда был проходимым.
И для пешего, и для конного поставили у пальцовских топей и трясине на опушке леса по взгорью сторожевой острог, а позже срубили 2-3 жилых избы и поселили в них семьи земляков. Вскоре у деревеньки появилось название Хатомиричи. Сторожевые лесовики охраняли округу от чужаков, выполняли роль проводников как для редких путников из Бояновичей и Карачева, так и для конных воинов и дружинников, сигналили, когда надо, в обе стороны. Постепенно эта дорога стала главной и для всех поселений, принадлежавших монастырю. Благодаря ей духовная вотчина помогла возвести на реке Рессете большую мельницу. Служила она всей округе несколько веков, снабжая крестьян мукой и отходами помола, помогала жить и выживать в трудные времена.
Бояновичская деревня Хатомиричи стоит в километре от посёлка городского типа Пальцо Брянской области и в XXI веке. Однако некогда её большая улица основательно поредела домами и хозпостройками. Да и дорога от неё в сторону деревни Желтянки местами теперь сильно зарастает молодняком берёз и травами. До поры, до времени…

Точку ставить рано
Не могу не высказаться по публикациям краеведа М. И. Брулёва в газете. Они выходят периодически под рубрикой «Дневник краеведа». Познавательные, полезные и понятные для читателей всех возрастов.
Максим Иванович хорошо владеет исторической обстановкой на Руси в средние века, знает тонкости исторических процессов, родословные князей, бояр, духовенства… И этот багаж знаний стремится передать своим землякам. Это стремление я искренне приветствую. И хочу пожелать ему во всей дальнейшей работе опираться на местный актив знатоков своей малой родины — это Р. В. Рябова, Е. В. Гусакова, А. Ф. Федулова, А. Н. Дороничкин, Т. С. Брулёва, Р. М. Наумочкина, М. А. Мосичкина, А. К. Барский и другие. И тогда мы соберём всеобъемлющую историю нашего края — от древности до современности. Искренне желаю успехов Максиму и всем, кто занимается изучением родного края!
Как автор книги по истории средних веков района, написанной (подчёркиваю!) в общих чертах по событиям и процессам, а также по рассказам летописей о наших предках, опираясь на факты и документы (многие из них были предоставлены Максимом Ивановичем), подтверждаю: далеко не всё охвачено, имеются недоработки, упущения. Проскальзывало желание что-то домыслить самому, исходя из логики жизни. Но в целом задачу свою по информированию земляков о прошлом нашего края и своего народа, я выполняю. Хвастовичане теперь знают, что было на нашей земле, и кто делал историю в самые «тёмные» для нас времена. Задачу более глубокого «копания» в архивах я себе и не ставлю. Причин много. Но я горд тем, что, взявшись за изучение местной истории, я побудил многих обратиться к этой теме — с целью продолжения изучения этой истории. И, думаю, в скором времени это приведёт к общему положительному результату. Хотя в историческом прошлом нельзя изучить всё и поставить точку…

Виктор ГУСАРОВ,
автор книги «Возвращение к истокам: Хвастовичская земля в средние века»,
лауреат литературной
Премии имени
братьев Киреевских.