Врач — пациент: важность разговора

Одна из распространённых жалоб о ненадлежащем оказании медицинской помощи связана с отказом врачей от разговора с пациентом, от предоставления сведений из медицинской документации, нежелания посвящать пациента в обсуждение подходов к лечению. Практика показывает, что внимание к пациенту и уважительный разговор с ним существенно влияет на снижение жалоб.
А ведь большую часть проблем можно было решить ещё на стадии зарождения конфликтной ситуации.
Для бесед с пациентами есть нормативные основания.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, может выбирать лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья. Когда пациент или его представитель просят доктора рассказать, как будет проходить лечение, к чему может привести медицинское вмешательство, то врач не может отказать им в получении этой информации. Нельзя отвечать, что врачу некогда, что ответ будет представлен потом или при выписке. Нельзя запрещать делать копии анализов, заключений специалистов, иных сведений из медицинской карты.
Медицинская карта не является секретным материалом для пациента.
Её нельзя выдавать на руки, но врач обязан предоставить по требованию пациента или его доверенных лиц любые сведения из неё. Для всех же остальных медкарта является врачебной тайной.
Существует Порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, утверждённый приказом Минздрава России № 425н. Это право дополнительно раскрывается в статье 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что пациент имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Врач не должен раскрывать эти данные, только если пациент отказывается знать свой диагноз и информацию о состоянии здоровья, поскольку это тоже его право (пункт 3 статьи 22 ФЗ № 323). Тогда в деликатной форме врачу необходимо всё рассказать близким родственникам пациента.
Часто недовольство граждан качеством лечения связано с прохождением лечения в больницах.
Это логично, поскольку тяжкие последствия для здоровья или смерть, как правило, происходят, когда пациент уже находится на стационарном лечении.
Распространены ситуации, когда врачи отказываются беседовать с родственниками умершего пациента, ссылаясь на статью 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии с частью 2 статьи 13, не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Указанная норма обязывает врачей отказывать родственникам умершего пациента в предоставлении информации, за исключением посмертного эпикриза. Получая отказ посмотреть медицинскую карту, результаты исследований умершего, некоторые люди делают вывод, что лечение проходило неверно, с дефектами, которые стали причиной смерти и эти обстоятельства и скрывают врачи, отказывая в предоставлении медицинской документации. Следующим шагом со стороны родственников в подобной ситуации является написание заявления в Следственный комитет или прокуратуру с требованием провести расследование в связи со смертью пациента. И всё это лишь для того, чтобы узнать, что было написано в медицинской карте и сопоставить эти сведения с обстоятельствами смерти.
Данная проблема нашла своё разрешение в Постановлении № 1-П от 13 января 2020 года Конституционного Суда Российской Федерации. Суд постановил внести в действующее правовое регулирование изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента. До внесения в законодательство необходимых изменений медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме — предоставлять соответствующие электронные документы. Отказ в таком доступе может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.
Обязательно необходимо оформлять информированное добровольное согласие.
Статья 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что без получения от пациента добровольного информированного согласия врач не может осуществлять медицинское вмешательство.
Врачи должны назначать полный комплекс диагностики и лечения, оказывать медицинскую помощь своевременно.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов. Это право напрямую коррелирует с обязанностью лечащего врача организовать своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, по требованию пациента или его законного представителя пригласить для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созвать консилиум (статья 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Если доктор этого не делает, то при неблагоприятном для пациента развитии заболевания отвечать перед судом будет доктор, который пренебрёг своими профессиональными обязанностями, уголовным законодательством РФ предусмотрена персональная ответственность физических лиц.
Аналогично в соответствии со статьей 73 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские работники обязаны назначать лекарственные средства. Если врач этого не сделал, то отвечать за последствия не получения гражданином необходимого ему лекарства, если это привело к тяжким последствиям для здоровья или смерти больного, будет не аптека, в которой нет необходимых лекарств, не заведующий поликлиникой, не главный врач больницы, а тот доктор, который не выписал лекарственные средства пациенту, пришедшему к нему на приём, или лечащий врач в стационаре в аналогичной ситуации.
Правомерность действий медицинского работника, полного или неполного соблюдения им порядков, стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций определяются правильностью заполнения медицинской документации. Именно она становится адвокатом или обвинителем.