Последняя  "первая леди"  Жиздринского  уезда

Последняя «первая леди» Жиздринского уезда

Во время подготовки этой статьи в печать мы обсуждали с автором (Максим Брулёв), как подать материал. «Очень сложно работать с XIX веком, — говорит Максим, — слишком много материала, слишком разного, слишком противоречивого. Вот XV, XVI века… Там всё просто. Хоть и исследователей много, но первоисточники едины. В основном, Летописные книги и Пожалованные грамоты. А про XIX век кто только не писал и не пишет. И журналисты, и писатели, и исследователи, и современники…».
А сложность состоит в том, чтобы не загружать читателя лишней информацией — это использованные источники, литература, с помощью которых собрана и написана сегодняшняя статья. Но решили поступить следующим образом — как будто создаём художественный фильм — ведь нам тоже после каждого кадра не говорят, откуда взят тот или иной факт из биографии, скажем, Екатерины…
И ещё, тема этой статьи относится к нашему так называемому серебряному веку. Эпоха модерна — ещё и так характеризуют конец XIX — начало XX века. Все прекрасно знают, что территория нашего района в то время находилась в составе Жиздринского уезда. Из этого следует, что жиздринская уездная культура и история уезда — это неотъемлемая часть нашей, хвастовичской истории и культуры. Хвастовичи и Жиздринский уезд тесно переплетаются. Без одного нет другого. Это надо принять.

Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную…
(«Лебединая песня», М. Я. Пуаре, 1901 год).

В статье пойдёт речь о второй супруге нашего последнего предводителя жиздринского дворянства Алексея Анатольевича Орлова-Давыдова — Марии Яковлевне Пуаре, которую я просто называю последняя «первая леди» нашего Жиздринского уезда, разумеется, дореволюционного периода. Именно этой удивительной женщине я и посвящаю сегодняшнюю статью.

Усадьба
села Овсорок
В 2020 году в Калуге была издана книга Юлии Евгеньевны Пионтковской под названием «Хочется в усадьбу. До боли хочется…». В своей работе Юлия Евгеньевна разбирает историю усадьбы села Овсорок и хронологию её владельцев. Так, с XVIII века усадьбой владеет род Толстых. Автор пишет: «Сложно сказать, каким образом, по наследству или по договору купли-продажи, земли села Высокого с деревнями Старой и Новой Мишинкой, Судимиром да Младенском в середине XVIII века оказались в собственности сына П. П. Толстого — майора лейб-гвардии конного полка Александра Петровича, женатого на дочери генерал-поручика Евдокии Львовне Измайловой».
Александр Петрович Толстой родился в 1719 году в городе Глухове в семье Петра Петровича Толстого и Ульянии-Анастасии Ивановны Скоропадской. Усадьбой Овсорок (Высокое) он владел до своей смерти в 1792 году. После имение перешло по наследству дочери Наталье Александровне Толстой. Та, в свою очередь, прожив всю свою жизнь в усадьбе, осталась девицей и по смерти своей в 1837 году завещала усадьбу родному племяннику Алексею Петровичу — сыну родного брата Петра. Граф Алексей Петрович Толстой родился 15 июля 1797 в Санкт-Петербурге. По натуре человек военный и всю жизнь провёл в походах и военных кампаниях, в конце жизни — генерал от кавалерии, герой турецкой войны 1828-29 годов, участник подавления Польского восстания. Именно он строит первый каменный храм в селе Овсорок.
Юлия Евгеньевна в своей книге так пишет о кончине графа Алексея Петровича Толстого: «В 1864 году Алексей Петрович уехал в Дрезден с единственным желанием облегчить мучавшую его болезнь. Однако надежда на выздоровление была слишком хрупкой, поэтому граф составил дарственную, согласно которой усадебные и пахотные земли села Овсорок и пяти деревень, оценённые в девяносто тысяч рублей серебром, переходили во владение его племянницы графини М. Е. Орловой-Давыдовой, урождённой Толстой». Так в 1864 году усадьба перешла к семейству Орловых-Давыдовых. Мария Егоровна получила родовое имение в год венчания с полковником графом Анатолием Владимировичем Орловым-Давыдовым. В этом браке и родится последний владелец усадьбы Овсорок и наш последний уездный предводитель дворянства Алексей Анатольевич. А последняя хозяйка усадьбы — это, конечно, Мария Яковлевна Пуаре — вторая супруга Алексея Анатольевича.

Мария
Яковлевна Пуаре
(1863 — 1933)
Мария Яковлевна родилась в Москве 4 января 1863 года в семье преподавателя фехтования и гимнастики Якова Викторовича Пуаре и дочери суконного фабриканта Юлии Андреевны Тарасенковой. Была седьмым ребёнком в семье. Старший любимый брат её Эммануил позднее эмигрировал во Францию и стал там художником-карикатуристом, известным под псевдонимом Каран д’Аш. Мария рано лишилась родителей и воспитывалась своим дядей. В раннем возрасте она вышла замуж за инженера Михаила Свешникова, который был старше её на тридцать лет.
Этот брак был неудачным. Когда она объявляет мужу, что хочет стать актрисой, тот приходит в ужас. Отныне в семействе начинается непрерывная война, в конце концов, у Марии случается нервный срыв. Воспользовавшись этим, Михаил Свешников не нашел ничего лучше, как упрятать свою непослушную жену в психиатрическую лечебницу. Из лечебницы её вызволяет подруга Анна Валентиновна Лентовская, вместе с братом Михаилом. Мария выходит из лечебницы, но не возвращается в дом мужа. Она становится актрисой и под псевдонимом Марусина, или иногда Веснина-Марусина, выступает в театральных проектах Лентовского.
Её карьера мчится вверх, успех кружит голову. Так идут годы. Мария очень известна, она сама пишет песни, которые пользуются популярностью, сама их исполняет. Она получает приглашение выступать в Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра. В 1890 году она знакомится с юной Матильдой Кшесинской, у которой как раз начинался роман с будущим императором. В своих мемуарах Матильда будет вспоминать: «…В это лето я раз была в Петергофе у Маруси Пуаре и весь день надеялась встретить Наследника на прогулке, но этого не случилось». В это время начинается роман Марии Пуаре с князем Павлом Дмитриевичем Долгоруковым, в котором в 1898 году у неё родится дочь Татьяна.
В 1904 году начинается русско-японская война, и Александр Суворин, главный редактор петербургской газеты «Новое время», который очень ценил Марию Яковлевну, отправляет её на фронт в качестве военного корреспондента. Одновременно она выступает с концертами, исполняет романсы. Журналисты того времени иронизировали по поводу того, что «разить японские каре спешит Мария Пуаре». Она несколько месяцев прожила в Порт-Артуре. Возвращаясь, переболела брюшным тифом и в Москве почти месяц провела в госпитале. В дальнейшем она разругается с Павлом Долгоруковым. У неё появляется ещё один преданный поклонник — это двоюродный брат Павла Долгорукова граф Алексей Анатольевич Орлов-Давыдов — наш последний предводитель жизринского дворянства.
Свадьба,
17 января 1914 года
Недолго думая, Алексей Анатольевич делает Марии предложение, и 17 января 1914 года без особой огласки они вступают в брак. Шаферами были близкие друзья жениха — депутат Государственной Думы Василий Маклаков и тогда ещё молодой юрист Александр Керенский. Она теперь не просто актриса, отныне она не Маруся Пуаре, а её сиятельство графиня Орлова-Давыдова. Но муж настойчиво требует наследника, а Мария Яковлевна не может родить. Она решается на хитрость, симулирует беременность и подкладывает чужого новорождённого ребёнка. Обман вскоре был раскрыт и Алексей Анатольевич подаёт на развод. Скандал этот гремит на всю империю. Александр Исаакиевич Солженицын в своей книге «Красное колесо» тоже упоминает эту историю.
После революционных событий Мария Яковлевна остаётся в советской России. Она, отовсюду изгнанная, всё потерявшая, поселилась в коммуналке в Плотниковом переулке, недалеко от Арбата, она безуспешно пыталась добиться пенсии. Чтобы прокормиться, время от времени относила в «Торгсин» оставшиеся у неё дорогие подарки поклонников. Так заканчивается её жизненный путь. Умерла она 13 октября 1933 года в комнате своей коммунальной квартиры, ей было 70 лет. Лишь за несколько месяцев до смерти ей всё-таки назначили пенсию после ходатайства, которое подписали Всеволод Мейерхольд и Леонид Собинов.

Я хочу умереть
пышноцветной весной
Под лазурью
небесного юга.
Не хочу я, чтоб
думали вы — о, друзья,
Что сковали мне
сердце морозы,
Я хочу, чтоб звучала мне песнь соловья
И цвели ярко-
красные розы.

Её стихи, думаю, являются лучшим окончанием этой статьи. Вот такая судьба у нашей последней «первой леди» Жиздринского уезда Марии Яковлевны Пуаре. Она навсегда останется в истории нашего края.
…Дочь Марии Пуаре Татьяна вышла замуж за некоего Анатолия Зороастрова. Он был из семьи священников, в 1921 году у них родился первенец, сын Алексей. Уже после смерти Марии Яковлевны в 1937 году, Анатолий Зороастров был репрессирован. Татьяна, сама попавшая потом в лагеря, чтобы хоть отчасти обезопасить ребёнка, дала ему свою фамилию, поэтому внук Марии Пуаре Алексей тоже прожил всю жизнь, как Свешников. Ему суждено было прожить очень длинную жизнь, умер он совсем недавно, в 2013 году, в возрасте 93 лет…

 

Максим БРУЛЁВ.