Село Ловать и ловатские деревни Воткино,  Селна и Фролово в XVII веке

Село Ловать и ловатские деревни Воткино, Селна и Фролово в XVII веке

Сегодня продолжу тему старинных сёл и деревень нашего района во второй половине XVII века. Статью эту я хотел бы посвятить памяти своего дальнего сродственника, который в 1646 году был настоятелем георгиевской церкви села Ловать попу Иосифу Данилову. А также его отцу Даниилу, который, возможно, был настоятелем ловатской церкви на рубеже веков.
Из истории
Свенского
монастыря
В 1902 году в Москве в издании Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете был издан труд историка, архивиста Сергея Александровича Шумакова под названием «Сотницы, грамоты и записи. Выпуск 1 (1561 — 1696)». В одной из глав этой книги (на странице 191) описывается деревня Подбужье «на речке на Подбуженьке», которая на тот момент находилась в составе Батаговской волости Брянского уезда и входила в состав монастырских владений Свенского Успенского монастыря, что находится под городом Брянском. Далее по тексту перечисляются хозяева дворов из числа жителей деревни. Но для нас в данной статье важна концовка сообщения (на странице 192): «…Пашни паханые середние земли 125 четвертей въ поле, а въ дву потому жъ; сена по дуброве по Борщеве 250 к лесу чорног зъ бортными ухожьи ото Всоротцкого рубежа по Козелской уездъ по рубежъ дворцового села Хвостовичъ въ длину на 6 в., а поперегъ до Козелского же рубежа до Воткины деревни села Ловати на полтретьи версты».
Благодаря С. А. Шумакову мы узнаём, что в 1595 году впервые в исторических документах упоминается село Ловать, а это значит, что Георгиевская церковь в селе построена, как минимум, в середине XVI века. Также впервые упоминается ловатская деревня Воткино, которая, по всей видимости, относится к приходу села Ловать. В общем, из текста нам становится ясно, что село Ловать и ловатская деревня Воткино, а также дворцовое село Хвастовичи (думаю, что деревни Красное и Милеево в 1595 году тоже вполне могли существовать) относятся к составу Козельского уезда. А приставку «дворцовое село», с которым упомянуто село наше Хвастовичи, без труда можно применить и к наименованию села Ловать.

Ловать во второй
половине XVII века
В предыдущей статье я реконструировал по переписным книгам жизнь второй половины XVII века села Хвастовичи и хвастовичских деревень Красное и Милеево. Реконструкция истории села Ловать и ловатских деревень Воткино, Селна и Фролово во второй половине XVII века очень схожа с хвастовичской. Село Ловать с деревнями, как и село Хвастовичи, на 1646 год переписывается, и находятся эти сёла в Дудинской дворцовой волости Козельского уезда, что даёт им право именоваться дворцовыми. Принадлежат они, естественно, царской семье. Думаю, нужно отметить тот факт, что Дудинская дворцовая волость, в состав которой входили такие сёла, как Хвастовичи, Ловать, Кцынь, Холмищи и другие, принадлежав царской семье, не управлялись лично царём, а находились в ведении дворецкого, который, в свою очередь, осуществлял управление дворцовыми волостями через учреждение Приказ Большого дворца.
После того, как в 1676 году скончался царь Алексей Михайлович Романов по прозвищу Тишайший, наши дворцовые сёла Хвастовичи, Ловать и Кцынь с деревнями остаются в ведении Приказа Большого дворца при дворе нового царя Фёдора III Алексеевича. В его правление наши сёла переписываются в 1678 году и снова находятся в Дудинской дворцовой волости Козельского уезда. Впоследствии в царствование Петра I Алексеевича в начале XVIII века село Ловать вместе с деревнями Воткино, Селна и Фролово будут пожалованы Никите Моисеевичу Зотову — учителю и наставнику царя. А вот село Кцынь с деревнями, а также село Архангельское (для нашего внимания примечательно — ныне село Берестна Хвастовичского района) в 1710 году будет царём Петром I Алексеевичем пожаловано сподвижнику, потомку шотландских королей, генерал-лейтенанту Якову Вилимовичу Брюсу.
О селе Кцынь надо писать отдельную статью, так как история этого старейшего села в нашем регионе важна не только для жителей таких сёл, как Хвастовичи, Ловать и Местилово (ныне Ульяново), но и для большого числа сёл и деревень междуречья Рессеты и Вытебети. Выскажу своё личное мнение по поводу церкви села Кцынь. Думаю, что в XIV веке она уже существовала, но подтвердить мою догадку по этому поводу может только археология.

Мои ловатские
корни…
Как известно, я много лет посвятил генеалогии своей семьи, и один из корней моей родословной уходит как раз в село Ловать. Это род моей бабушки Анны Ивановны Фёдоровой (Игнатовой), которая ныне проживает в деревне Новосёлки (Ново-Фастовичи). Фамилия Игнатовы появилась в деревне в середине XIX века, родоначальник этой фамилии крестьянин Игнат Михайлов (1798- 1857,) а его родной брат Аким Михайлов (1810-1852) даст начало новосельской фамилии Акимовы. Они оба уроженцы деревни Белый Колодец (ныне деревня Белый Колодец Жиздринского района).
В Переписной книге по Козельскому уезду за 1678 год в селе Ловать в пятнадцатом дворе по счёту проживал «Акимка Микитин сын Ларин, у него сын Крисанько шести лет». Крисанько — это уменьшительно-ласкательная форма имени Хрисанф (др. греч. «златоцветный»), допускается русское написание имени — Хрисанфий. Спустя практически тридцать лет в Переписной книге по Козельскому уезду за 1709 год в селе Ловать в семнадцатом по счёту дворе проживали «…Во дворе крестьяне Фрисан, Иван, Нестер Акимовы, у Фрисана дети Яков, Филип девяти лет, у Нестора сын Симон четырёх лет». Видно, что Акимки Микитина (1640-е — до 1709 г.) в живых уже нет. Зато мы встречаем его сына Крисанько (Фрисан Акимов) и ещё двух сыновей Ивана Акимова и Нестора Акимова. Именно от Нестора, сына Акимова (1676-1748) и ведётся ловатской корень в моей родословной. Именно от Нестора Акимова и происходят такие новосельские фамилии, как Игнатовы, Акимовы и Ермаковы.
И вновь я возвращусь к историку, архивисту, археографу, краеведу Сергею Александровичу Шумакову, который всю свою жизнь посвятил исторической науке, невзирая на трудности, которые ему пришлось пережить. Надеюсь, что теперь краеведы и любители истории в нашем районе не просто будут знать Сергея Александровича, но и относиться к нему как к предшественнику, и уверенно опираться в своих изысканиях на его исторические работы.

Сергей Александрович Шумаков (1865-1918) — дворянин из рода Шумаковых, историк, архивист, археограф, краевед. В 1892-1918 годах младший помощник редактора описей и изданий Московского Архива Министерства Юстиции. Член Императорского общества истории и древностей российских (ОИДР) при Московском университете (с 1896 г.), член ряда губернских учёных архивных комиссий (ГУАК), составитель ряда важных документальных собраний и аналитических публикаций. Скончался в 1918 году от холода и лишений, похоронен, как предполагается, на кладбище села Ваганьково. К сожалению, не удалось обнаружить фотографию, С. А. Шумакова, но я надеюсь на будущих молодых исследователей и краеведов. Я думаю, что им удастся не только обнаружить фотографию но и добавить новые сведения из биографии этого учёного.

Иллюстрация печати Приказа Большого дворца, на которой изображён Единорог. Печать эта, по всей видимости, является символом царского двора, а значит, и царских владений. Вот у нашего хвастовичского края и появляется один из исторических символов, который может быть использован в геральдике, — Единорог — в русской традиции именуется как Индрик-зверь. Символ этот указывает на то, что наш край и сёла Хвастовичи, Ловать, Кцынь когда-то принадлежали царскому двору.

 

Максим БРУЛЁВ.