Земляки: бабушка Наташа

Вновь возвратившись к теме 75-летия Великой Победы (материалы, посвящённые людям и событиям, мы весь год печатаем на страницах газеты), обнаружили ещё одно детское сочинение. Такая теплота в словах, такая доброта. А ведь это обычная жизнь простой русской женщины…

Эту удивительную женщину с карими лучистыми глазами в Нехочах знают все. И не только потому, что она коренная нехочанка и всю жизнь прожила с мужем Фролом Степановичем в родной деревне. Любят и уважают Наталью Григорьевну Алексашкину за её душевную щедрость. «Отзывчивая, хлебосольная, вобравшая в себя всю доброту человеческую», — так отозвалась о ней соседка Мария Константиновна Филипихина.
Истоки доброты бабушки Наташи — в её трудном военном детстве. Навсегда остался в памяти четырёхлетней девочки урок милосердия, преподнесённый ей (как это ни странно звучит) немецким солдатом.
…Беззаботная детская возня на полу была прервана сильными ударами в дверь и громкой немецкой речью. Испуганно заплакала годовалая сестрёнка. Мать, хлопотавшая у печки, опрометью бросилась в сени. И уже через минуту в них раздался стук кованых германских сапог. Появившиеся в избе фашисты с автоматами наводили ужас. Дети отчаянно вцепились в мать, которая, поняв, что вновь прибывшие части будут расквартированы и в их доме, пыталась открыть сундук, чтобы собрать кое-какие вещи. Один из гитлеровцев, злорадно усмехаясь, с силой толкнул сундук ногой, отчего вещи высыпались на пол. Топчась по ним грязными сапожищами, фашисты прикладами стали выгонять на улицу обезумевшую от горя мать и плачущих детей.
Была ранняя весна. Повсюду ещё лежал снег. На улице было грязно и холодно. Но какое дело было им, оставшимся в тепле, до страданий бедной женщины с детьми.
Побродив до сумерек по улице в надежде каким-нибудь образом проникнуть в дом, чтобы взять что-то из продуктов, и отчаявшись в своих безуспешных попытках, мать решила идти на другой конец деревни к дальней родственнице.
Перебравшись по узкому мостику через мелкую речушку, почти наткнулись на немецкого солдата, стоявшего на другом берегу и наблюдавшего за ними. Совсем неожиданно он открыл сумку, висевшую через плечо, и стал приветливо махать рукой, подзывая детей к себе. И во всём его облике было что-то такое, что Наташа интуитивно почувствовала в нём Человека. Затопала к нему своими маленькими ножками в мокрых лаптях. Когда девочка протянула озябшие ручонки к буханке хлеба и с благодарностью посмотрела ему в глаза, солдат не выдержал. По щеке потекла крупная слеза, которую он поспешно смахнул. Затем порезал хлеб на ломти, намазал их сливочным маслом и протянул детям. На ломаном русском языке объяснил, что не любит войну и что у него в Германии тоже есть двое детей.
Наверное, именно тогда в душу девочки были заложены семена доброты и сострадания к людям. Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать её. Чужая доброта — это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту по отношению к себе, не может рано или поздно не ответить своею добротою. С этим жизненным принципом — помогать другим, дарить тепло своей души всему живому на земле — и идёт по жизни Наташа, Наталья, Наталья Григорьевна, бабушка Наташа.
С четырнадцати лет стала работать в колхозе. Большую часть своей жизни, до самой пенсии, работала на ферме телятницей. Относилась к телятам, как к детям. Плакала, когда начинался падёж. Носила из дома яйца, даже детскую смесь, которую получала в медпункте для собственных детей. Делала всё, чтобы вылечить больных животных. «Телёнок — тоже живая душа, ему ведь забота и ласка нужны», — рассуждала бабушка Наташа.
Делать добро на земле она считает естественной потребностью человека. Настоящая доброта всегда бескорыстна. Наталья Григорьевна помогает другим, не требуя благодарности взамен. Просто она не может поступить иначе.
Когда три года тому назад жарким июньским днём в Нехочах появился человек в грязной, оборванной одежде, растерянно блуждающий по улицам с кнутом в руках, многие отнеслись к этому происшествию равнодушно. Кто молча проходил мимо, кто, брезгливо морщась, ворчал: «Ходят тут бомжи всякие». И только бабушка Наташа заговорила с незнакомцем. Выяснилось, что парень стерёг коров и, вероятно, получил солнечный удар, который спровоцировал приступ какого-то заболевания, в результате чего он потерял память. Даже имени своего не мог назвать, помнил только, что из Ульяновского района. Бабушка Наташа привела его домой и ухаживала, как за ребенком: вымыла ноги, дала чистую одежду, накормила. Уложив спать, обратилась за помощью в сельскую администрацию. Гостеприимный дом Натальи Григорьевны являлся местом жительства для пострадавшего до тех пор, пока органы полиции не выяснили все подробности об этом человеке, и он вернулся в родную деревню. Лишь тогда она облегчённо вздохнула и почувствовала себя счастливой, вспоминая слова благодарности заблудившегося пастуха и его взгляд, полный признательности.
Бабушка Наташа всегда откликается на чужую боль, наверное, ещё и потому, что сама испытала на себе удары судьбы. В 19 лет она вышла замуж, через год появился первенец Василий. Девять раз испытала Наталья Григорьевна ни с чем не сравнимую радость материнства. «Семерых сыновей и двух дочек подарил мне Господь, — рассказывает бабушка Наташа. — Но уже троих сыновей забрал». Когда похоронила первого, Василия, которому было всего тридцать лет, впала в отчаяние. Но не замкнулась в себе от безмерного горя, не отгородилась от людей. Нашла спасение в молитве. Наверное, только вера в Бога помогла Наталье Григорьевне выстоять, когда пришло известие о смерти второго сына, Юрия, прожившего на этом свете чуть больше двадцати лет. А через несколько лет умер третий, Иван, бывший ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Последние годы жизни тяжелобольной Иван не вставал с постели, и как же мучительно больно было матери смотреть на страдания сына.
Пережитое горе не озлобило бабушку Наташу. Её сердце полно любви к людям. «Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни, — считает Н. Г. Алексашкина — Принимая сердцем чужую боль, человек находит в себе своё лучшее. И для вражды и ненависти не остаётся места в душе». Потому и идёт эта замечательная женщина по жизни (вот уже девятый десяток) единственно правильной, по её мнению, дорогой — дорогой добра.
Безжалостное время изменило лицо Натальи Григорьевны. И только всё тот же озорной блеск в её карих глазах, из которых струится добрый свет.
Алексей ЕВСИКОВ,
Нехочская основная
школа, 2019 год.