Образование

Образование

«Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?», — так называлась одна из тем итогового сочинения, которое писали одиннадцатиклассники района 6 декабря.

Все 23 выпускника 11 классов общеобразовательных организаций Хвастовичского района написали итоговое сочинение, которое является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
В 2023-2024 учебном году комплекты тем итогового сочинения собираются только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. Темы итогового сочинения были определены в рамках трёх разделов: «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Расширились возможности выбора темы сочинения: каждый комплект включает не пять, а шесть тем — по две темы каждого раздела. Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса. Порядок и процедура проведения итогового сочинения не изменилась. Без изменений остались и критерии оценивания.
Выпускникам было предложено выбрать только одну из предложенных тем итогового сочинения: «Что мешает человеку быть счастливым?», «Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?», «Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?», «Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?», «Может ли общение с природой изменить человека?», «Литература и кино: соперничество или сотрудничество?».
Итоговое сочинение каждый обучающийся выполнял самостоятельно. Минимальный объём сочинения — 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350). При невыполнении этих требований выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация и привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Для получения оценки «зачёт» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по первым двум критериям (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев. Не допускается списывание сочинения (фрагмента сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме).
В рамках заявленной темы нужно сформулировать свою позицию, доказать её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества, художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Выпускники приводили примеры из таких произведений как: «Чудесный доктор», «Гранатовый браслет», «Сбрось мешок», «Олеся» А. И. Куприна, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Юшка» А. Платонова, «Гроза» А. Н. Островского, «Старуха Изергиль» М. Горького и других литературных произведений.
Наибольшей популярностью оказалась четвёртая тема, её писали 14 выпускников, на втором месте первая и вторая темы — по 3 выпускника, пятую тему выбрали 2 выпускника, шестую тему — 1 выпускник, третью тему никто не выбрал.
Обучающиеся 11-х классов, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат («незачёт»), повторно допускаются к участию в итоговом сочинении в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки (7.02.2024 г., 10.04.2024 г.).
Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА действителен бессрочно. Результат итогового сочинения в случае представления его при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета действителен в течение четырёх лет, следующих за годом написания такого сочинения
Т. Ю. АЗАРОВА,
ведущий специалист
отдела образования
администрации
МР «Хвастовичский
район».