Творчество наших земляков: о жизни  -  правдиво

Творчество наших земляков: о жизни — правдиво

Давно хотела познакомить читателей с творчеством нашего земляка Михаила ЧЕРВЯКОВА. Вообще, о нём в Хвастовичах знают мало, потому что сразу после школы он уехал учиться в Липецк, там и остался, на малую родину приезжает редко. А уж, тем более, мало кто знает о его творческом пути.

Миша автор уже четырёх сборников стихов, член Союза писателей Москвы, член Союза российских писателей, лауреат премии 2015 года литературного журнала «Петровский мост», участник многих, в том числе и международных, форумов и проектов.
К нам в редакцию Михаил приходил не раз, читал стихи. И, скажу откровенно, слушать их в его авторском исполнении — непросто. Думаешь над каждым словом, над каждым взмахом руки. Это не лирика — это правда жизни. Возможно, не совсем такая, какую мы себе рисуем. Конечно, сознание моё было перевёрнуто. Рифма, экспрессия, глубина. Стоит ли говорить о том, что всё, что выходит из под пера молодого человека, прожито им самим, пережито.
Творчество Михаила Червякова считается уж больно «неудобным». По собственному утверждению, к стихам он пришёл очень поздно — уже после 20 лет. Толчком стала переоценка ценностей и желание «что-то после себя оставить». Наверное, как и множество молодых людей, он искал себя, пробовал различные профессии, учился, менял места жительства. И писал стихи. Сначала «в стол», потому что «боялся сцены». А потом выиграл свой первый поэтический конкурс с религиозно-мистическими стихами. Молодого поэта заметили, он стал печататься, в том числе о начинающем поэте рассказали в крупном журнале «Юность». А потом жизнь Михаила пошла, как и было, наверное, предначертано.
Его знают в литературных кругах, он участвует в чтениях в различных городах России, выступает как среди своих — современных молодых поэтов, так и в совершенно разных и непредсказуемых аудиториях — в социальных учреждениях, колониях, на студенческих вечеринках, на модных сейчас скетч-завтраках. Он активно печатается, а ещё снимает на свои стихи видеоролики и пускает их в просторы Интернета.
Совсем недавно Михаил принимал участие в XXI фестивале литературы и культуры «Славянские традиции-2020», который проходил в Праге (впрочем, уже не первый раз). Жалко, что из-за ограничений не смог поехать в этот красивый город. Но всё ещё впереди. А за плечами уже столько городов России, которые Михаил покорил. Как сам себя называет — он активный поэт. Это значит, для него важно общение со зрителями. Он несёт свои стихи, не просто читает, а рассказывает их. Бывает и такое, что готовишь одно выступление для аудитории, а читать приходится совсем другое. Вот тогда-то и происходит эта связь со слушателями. У людей загораются глаза, а кто-то стыдливо прячет их. А кто-то одну строку из стихотворения не может забыть на протяжении долгого времени, потому что эта строка перевернула отношение человека к жизни.
Да, может показаться, что стихи его ужасны, некрасивы, непонятны. Может быть, ведь намного приятнее читать про любовь, природу, солнце и радость. А у Миши — правда жизни. Той, которую он сам видел, о которой ему рассказывали его многочисленные друзья и просто посторонние люди. Вот почему его поэзия не для среднестатистического читателя. «Мне говорят, что мои стихи жёсткие. Но в силах ли я конкурировать с тем, что происходит ежедневно? Конечно же, нет!», — это говорил Михаил в одном из интервью. А ведь, действительно. «Я реагирую, конечно, на события современности, но у меня это не сиюминутно происходит. Если есть что-то такое, что меня трогает, я жду полгода, и если для меня это до сих пор актуально, тогда эта тема в моих стихах прослеживается. А если я забываю через пять месяцев, то и смысла нет писать. А садиться за дело на следующий день после какого-то события совсем глупо. Если бы я писал стихи после каждого упавшего самолёта, или после ЧП, про которое по телевизору сказали, было бы совсем не то. Я вот недавно про Свинку Пеппу написал, она явно в истории останется, и её надо запечатлеть, чтобы по моим стихам потом судили об эпохе, в которой я жил. Прочитали». Конечно, не без вызова, но с чувством юмора и достоинством сказано.
Ещё хочется сказать о том, что в своём творчестве Михаил никого и никогда не осуждает и не поучает. Это редкость. Даже о самых трагических ситуациях, таких, как аборты, драки, отношения в неблагополучных семьях, Миша говорит открыто, и даёт право слушателю самому делать выводы.
15 лет в творчестве — отрезок солидный. И тем ценится это время, что автор растёт. Человек должен пройти все жизненные этапы, быть ребёнком, юношей, стать родителем, заслужить право давать советы… И эти этапы автор пропускал через свои стихи. А теперь подошёл к очередному — его новая книга, изданная совсем недавно, носит лаконичное название «Стихи о детях». Это не книга для детей, скорее, для подростков. А ещё больше — для родителей повзрослевших детей. Автор рассказывает нам о других детях — тех, которые живут рядом с нами. Современных. Они рождаются, взрослеют, вылетают из родительского гнезда, влюбляются, попадают в разные компании… Родители, как правило, не знают такую сторону своих благополучных детей. Но она существует. И взрослые должны знать, как трудно детям жить на самом деле, несмотря на все наши усилия сделать их детство счастливым и беззаботным…
Сегодня я предлагаю читателям пару стихотворений Михаила. Да, эти произведения надо слушать, тогда эмоции будут через край. Но постарайтесь вчитаться, может, и вы откроете для себя ещё одного любимого современного автора.
Наталья АНДРОСОВА.

ВРЕМЯ
Когда-то мы схватили время и затащили под стекло.
С тех пор, как солнце лёд, наш взор его плавит.
А ещё стрелками взяли, да и порубили ему лицо.
И вот за это оно нас так нещадно теперь старит.

Заставляя каждого живущего в этой Вселенной
Посмотреть на сыплющийся песок в часах,
С воды вековую информацию снимая пеной.
Людей, гуляющих по пляжу, слушая голоса.

И мы видели, как оно играло с детьми и листьями.
Ну, а вот что происходило на самом деле:
Оно желтило в ящике стола фотографии с письмами
И обдирало ногтями в саду краску с качелей.

И теперь из самого детства за нами тянется страх,
Особо ощутимый к утру, когда ночь уже позади.
И в прокуренной комнате пепельницу зажав в руках,
Монотонными ударами выносит дыхание из груди.

И метнув в человека с транквилизатором дротики,
Оно склонится над телом и пальцем потычет.
А после, в кресле держась за деревянные подлокотники,
Будет рассматривать чертежи изобретений да Винчи.

Время тут все предметы и вещи знает по именам,
Оно живёт во всём — от диванной пыли до хлебных крошек.
И если его сейчас не видно, это значит, оно где-то там,
На корточках вдоль трасс доедает сбитых кошек.

Время на цепях висело с ведьмами на стенах,
Вместе с ацтеками золото отливало в монеты,
Плавало в ладье с викингами в рогатых шлемах,
В запревшее сено прятало пистолеты.

И ему, что рушить, что возводить — всё едино: гляди!
Даже провернуть планету его не затрудняет сильно,
Но только вот перед зависшим над цветком колибри
Время, почему-то, бессильно.
2015 год.

 

ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?
До этого, не спрашивая никогда,
Варя подходит со словами:
— Мама, ты меня любишь? — Да! —
И её тут же обняла руками.

На второй день всё повторяется —
Тот же вопрос и тот же ответ.
Мама не поймёт, а Варя улыбается.
Варя хитрая. Варе пять лет.

Ей не нужны ни куклы, ни торты —
Хочет, чтоб мама любила всегда.
И так три дня, а на четвёртый,
Девочка, услышав очередное “Да!”,

Сказала после полученного ответа,
Зарядившись от маминой теплоты:
— Знаешь, почему я спрашиваю про это?
Хочу знать, не передумала ли ты.
2020 год.