Электронный дневник. Зачем он нужен?

В начале прошлого 2016-2017 учебного года родители школьников были удивлены требованием администраций школ предоставить свои персональные данные, а также персональные данные своих детей. В объяснениях часто звучало загадочное слово «Контингент» и более привычное словосочетание «федеральная программа». А на самом деле речь шла о Государственной информационной системе «Сетевой город. Образование». Как бы там  ни было, с началом нового учебного года «Контингент» продолжает свою работу в системе образования. Надолго ли? Время покажет, а мы пока попробуем разобраться с этим нововведением.

Эту программу называют по-разному — электронный дневник, электронный журнал, профессионалы зовут её просто по имени, но суть от этого не меняется. С помощью этой программы ведётся учёт и  систематизация данных об образовательных учреждениях и учащихся, а в некоторых случаях и о родителях. Для того, чтобы стать пользователем программы «Контингент», в этом учебном году до 1 декабря гражданин должен зарегистрироваться на сайте     «Госуслуги». Особо отмечу, что войти в программу может далеко не каждый гражданин, а только тот, у кого есть дети-школьники, ведь именно ученик получает пароль, с помощью которого можно получить доступ к сайту. Кроме того, родители видят в программе данные только своего ребёнка — когда, по какому предмету и за какой материал была получена оценка, на всех ли уроках присутствовал, какое домашнее задание получил и прочее. Учитель, входя в систему, видит тех детей, у которых ведёт уроки, и свой класс по всем предметам. Администрация школы видит всех детей и всех учителей. А специалисты отдела образования района видят все школы, всех детей и всех учителей.

Зачем это всё нужно? Теоретически, эта система должна облегчить работу учителям — сократить количество отчётов и прочих бумаг, обязательных к заполнению, ведь администрация школы или специалисты отдела образования в любое время видят всю информацию на сайте. Кроме того, опять-таки, теоретически, программа «Контингент» призвана заменить бумажные дневники электронными и стать основным способом общения родителей и учителей. Но, учитывая тот факт, что далеко не все родители имеют доступ к интернету, на сегодняшний день электронный дневник только дублирует бумажный, также, как и классный журнал. Бесспорно, электронный дневник, при условии регулярного его заполнения, имеет некоторые преимущества перед привычным нам с детских лет бумажным — например, его нельзя «забыть дома» или «потерять». Кроме того, если родители освоили эту премудрость, то ситуации «нам не задали», «не знаю, за что двойку поставили», «у меня вообще одни четвёрки, а она мне тройку в четверти поставила» не возникают. Но пока, и учителя сами это признают, электронный журнал заполняется не регулярно, домашние задания записываются с опозданием на несколько дней. И винить за это педагогов нельзя — в угаре постоянного реформирования они уже не знают, за что хвататься в первую очередь.

Среди плюсов этой программы — возможность отслеживать детей, чьи родители меняют место жительства. Для нашего района эта проблема неактуальна — мы все друг друга знаем, и, даже если семья уезжает в другой район, школа обязательно держит на контроле поступление ученика в другую школу. Но у нас детей мало. А вот в больших городах — это настоящая проблема — нерадивые родители, желая избежать давления школы и контроля со стороны учителей, просто забирают ребёнка из школы под предлогом смены места жительства.

Также в этой программе есть подпрограмма «Детство», в которой учитываются дети дошкольного возраста. В основном, она используется для единой очереди в детский сад, и позволяет избегать ситуаций, когда один ребёнок стоит в очереди в разных местах, например, в Хвастовичах и в Калуге одновременно. Тем самым можно избежать многих недоразумений.

Но есть и минусы, первый и основной из которых — отсутствие гарантированной защиты персональных данных от злоумышленников. Именно это настораживает многих родителей и вызывает неприятие программы «Контингент». Остаётся только надеяться на то, что в ближайшем будущем разработчики программы смогут отрегулировать этот нюанс. Кстати, несмотря на то, что программа «Контингент» уже работает, она постоянно дорабатывается.

Возможно, эта программа будет способствовать изоляции школы от родителей, её закрытости — ведь всю информацию можно получить на сайте, да только это, всё-таки, будет та информация, которую захочет  выложить школа и в том виде, в котором школа сочтёт нужным. И это тоже минус. Ребёнок — это живой человек, сложный, непонятный. И вместить его со всеми его проблемами и загадками в одну строку электронного журнала невозможно. Очень часто, чтобы понять ребёнка,  никак не обойтись без диалога заинтересованных взрослых. И никакие новомодные программы не смогут заменить содружества семьи и школы. Только дополнить.

Но, несмотря на все минусы, родителям, всё же, стоит стать пользователями этой программы. Всего-то и надо — зарегистрироваться на сайте «Госуслуги». И, возможно, мы сможем открыть для себя новые возможности, которые дают современные технологии.

Оксана КУЛИКОВА.