У  каждой  семьи  своё  маленькое   Братское кладбище

У каждой семьи своё маленькое Братское кладбище

24 января навсегда останется страшной датой для всех, кто связан с деревней Рессетой. 80 лет назад, 24 января 1942 года здесь произошла страшная расправа над мирными жителями.

Река Реcсета. Лихое болото. 50-я Армия. Конечно, эти названия всем известны, так же, как и связанная с ними трагедия, развернувшаяся в этих местах в октябре 1941 года. Тогда части стотысячной армии, незадолго до того сформированной, в основном, из жителей Брянска и Бежицы, оказались в фашистском окружении на стыке Брянской и Калужской областей, в местности, мало приспособленной для ведения боевых действий крупными воинскими соединениями. Лишённые возможности маневрировать и развернуть боевые порядки, воины 50-й армии стали доступной мишенью фашистских стервятников. Бомбовые удары, миномётный и артиллерийский огонь косили наших бойцов сотнями и тысячами. Из котла вырвались немногим более 12 тысяч солдат и командиров. Десятки тысяч погибших и умерших от ран, много пленных. Среди других был тяжело ранен, а затем умер от ран командующий армией, Герой Советского Союза, Михаил Петрович Петров, до конца оставшись верным присяге, воинскому долгу и боевым товарищам.

Такое не забывается…
Деревня Рессета. Фашисты ворвались сюда в октябре 1941 года и сразу установили свои порядки. Немецкий переводчик говорил, что Красная Армия разбита, Москва взята, зачитывал приказы командования, за невыполнение которых населению грозили расстрелом. В ноябре 1941 года фашисты решили уничтожить деревню внезапно, с воздуха. Несколько немецких бомбардировщиков сбросили фугасные и зажигательные бомбы, но они упали рядом с деревней. Во второй свой приезд немцы окружили Рессету, установили пулемёты на возвышенных местах и стали обстреливать уходящих в лес людей.
Немцы старались приходить в деревню в одиннадцатом часу утра, раньше появляться боялись, чтобы не встретиться с партизанами. После ухода немцев жители вновь возвращались в свои дома. Но рисковать жизнью людей стало опасно, и по предложению партизан все жители покинули деревню и переселились в лесные стоянки.
Зима 1941-1942 годов была снежная и суровая. Люди разместились семьями в наспех сколоченных шалашах. Печью служила яма с огнём, выкопанная посередине. В таких страшных условиях женщины с детьми и старики долго продержаться не могли. Многие задумывались о том, чтобы вернуться в Рессету.
Каратели вели себя очень хитро: они не трогали одиночных жителей, появлявшихся в деревне. Немцы ожидали всех. В январе 1942 года рессетинцы сорвались со своих лесных стоянок и утром вернулись в хаты, навстречу своей смерти. Фашисты ждали этого возвращения.
В субботу 24 января 1942 года гитлеровцы учинили кровавую расправу над безоружными жителями лесной деревеньки. Немцы блокировали выходы из деревни, заходили в каждый дом и убивали детей, женщин, стариков. Перерезав и расстреляв почти всех, каратели подожгли деревню. К вечеру всё сгорело, лишь торчащие к небу трубы печей и дымящиеся пепелища говорили о том, что совсем недавно здесь была жизнь. Было расстреляно, зарезано и сожжено заживо свыше 150 человек.
К счастью, погибли не все рессетинцы — больше 200 человек прятались на другом берегу речки Рессеты, в лесных хуторах Кудышкин, Шишков, Кудеяр и других, поближе к партизанам и подальше от больших дорог. В скором времени участь Рессеты разделили деревни Долина, Желтянка, а также посёлок Еленский.
Забвению
не подлежит
Всем нам известная Татьяна Родионовна Афанасова родилась и выросла в деревне Рессете. И хотя она давно живёт в Калуге, душа по родной деревне до сих пор продолжает болеть. В 2014 году она пришла на приём к губернатору А. Д. Артамонову далеко не с личной проблемой — с предложением увековечить память расстрелянных и сожжённых жителей Хвастовичского района. В Рессете тогда уже был памятник, посвящённый этому страшному событию, установленный силами районной организации, но требовал ремонта. «Девять населённых пунктов района были полностью уничтожены фашистами. А памятников им нет. В самой Рессете памятник имеется, но он требует ремонта…», — сказала Татьяна Родионовна. И вот, к 9 Мая будущего года памятник отремонтирован. Сегодня в деревне два памятника — погибшим в годы Великой Отечественной войны и замученным, расстрелянным и погибшим в огне от рук фашистских карателей.
В конце 2017 года вышла в свет и книга Т. Афанансовой с названием «Повествование о времени, о себе, о моей малой родине», рассказывающая о некогда самобытной, древней и красивой деревне Рессете, о событиях, которые произошли в дни оккупации нашего края немецко-фашистскими захватчиками…
Своим неуёмным характером, кропотливо работал с архивными материалами и наш земляк Иван Николаевич Тришкин, по крупицам воссоздавал хронологию тяжелейших оборонительных боёв 50-й армии Брянского фронта, показав её нам в своём документальном фильме «Рессета 41-го. Река Забвения. Река Памяти!».
Мой дядя
рассказывал…
Дети, внуки и правнуки жителей некогда красивой деревни Рессеты до сих пор наведываются в родные места. Из их памяти то, что рассказывали родные, не сотрётся никогда. Они вспоминают слова бабушек и дедушек и тоже передают их: «Сожжена и моя бабушка Евдокия Михайловна Рыгалина с детьми. Вечная память», «И моя бабушка Ерёмина Евдокия, мама Афанасия Павловича. Вечная память», «Среди сожжённых рессетинцев были мои дедушка, бабушка и маленький мой дядя, ему было лет 9-10 всего. Царствие им небесное, мои родные Ерёмины Фома и Александра…», «…Возвращались на пепелище, собирали останки сгоревших. Мама с отцом рассказывали, складывали в покрывало, кто мог — гробик мастерил из того, что не сгорело. И уже нельзя было понять, кто был и где. У меня на отцовском кладбище могила, где лежит мой дед Антон Герасимович. Это получается своего рода наша Братская могила. И так у каждой семьи…», «Мою бабушку Герасимову Александру Ивановну, дядю Михаила, которому тогда было шесть лет, и многих других родных и близких», «Моего прадеда Герасимова Фёдора с невесткой и рождённой в ночь на 24-е девочкой…», «А мне мой дядя Маркин Алексей Родионович рассказывал, что к ним на Кудиновский посёлок прибежала прострелянная девочка из Рессеты и рассказала про весь ужас. Это была Тимошинина Груша…», «А моего прадеда опознали по несгоревшему куску покупного свитера (в деревне всё домотканое было, а он из города приехал, купил). И что он собой невестку с новорождённой внучкой прикрыл, так его кости сверху и лежали. А на нашем кладбище тоже Братская могила. Там сестра дяди Роди по фамилии Газина и её дети…». Вот такие страшные строки.

О трагедии 50-й армии не сняты фильмы, не написаны романы и поэмы. Всё это снимается и пишется о победах. О поражениях вспоминать не принято. Не снимут фильм и о трагедии маленькой деревеньки Рессеты. Память о ней и о людях — на нашей совести. И все они — погибшие, сожжённые и расстрелянные — отдали свои жизни за единую Великую Победу, все они заслужили вечную Славу, вечную Благодарность и вечную Память.
Подготовила
Наталья АНДРОСОВА.
Фото Натальи ПЕТРАКОВОЙ.