Станет  ли  Маша  доктором?

Станет ли Маша доктором?

Подошла к концу третья четверть учебного года, ученики ушли на каникулы, мы, взрослые, думаем, как нам пережить последние месяцы учёбы. А девятиклассники и их родители — ещё и как действовать дальше: идти в десятый класс или поступать в другое учебное заведение…

Уже сейчас ребята гадают, какие ВПРы им писать, какие будут обязательные, какие нет, уже известны даты написания этих работ. И именно в эти дни традиционная общешкольная истерия «Вы не сдадите ОГЭ-ЕГЭ-ВПР» набирает максимальные обороты. Нагрузка на учеников, не предметная, а психологическая, увеличивается в разы. Учителя считают важным подключать и родителей к подготовке к этим событиям. Родители же, в большинстве своём, не имеют нужной квалификации для помощи в учёбе, и зачастую эта помощь сводится к ежедневным нотациям на всё ту же тему «Ты не сдашь!». И хорошо, если восклицательный знак только один.
Родительские чаты уже не вмещают в себя ни раздражения, ни возмущения, ни усталости, и всё чаще призывы учителя повлиять на детей, проработать и подучить остаются без ответа. Градус возмущениям добавляет отсутствие в школах тех или иных учителей, особенно в старших классах. Общество разделилось на два лагеря. В одном — работники сферы образования, в другом — родители школьников. А сами школьники заняли выжидательную позицию, руководствуясь следующим — «если всё равно не сдам, зачем напрягаться?». А попробуем посмотреть на ситуацию со стороны.

Например, у ребёнка поднялась температура, появилась тошнота и рвота, да ещё и выяснилось, что последние два дня живот как бы побаливал. Обычным родителям (не медикам) хватает общих знаний лишь для того, чтобы заподозрить аппендицит (или как он там называется) и привести ребёнка к специалисту, в данном случае — к хирургу. А хирург им говорит:
— Вот вам, уважаемые родители, операционная, инструменты, халатик чистенький. Оперируйте. Хотите — в интернете посмотрите, хотите, я вам дам свои институтские конспекты с очень аккуратными записями и схемами. Я даже могу рассказать, как правильно это делается. Начинайте! Как это — вы не умеете? Как это — не хотите? Это же ваш ребёнок, ваша ответственность! Ну, можете обратиться к платному специалисту…
Вот как-то так получается, если перенести ситуацию, сложившуюся в образовании, на медицину. Абсурд, да и только…
Но, тем не менее, подобные ситуации то и дело возникают в наших школах. А ведь право на всеобщее среднее (хотя бы основное!) образование закреплено Конституцией РФ. Что значит всеобщее? Это значит, что любой ребёнок, независимо от уровня образования родителей, их педагогических талантов и материальных возможностей, должен получить школьное образование. Именно для этих целей государство содержит общеобразовательные школы, а в школах — «узких специалистов» — химиков-физиков-иностранцев, которые никак не могут заменить друг друга. Именно поэтому в пединститутах так много бюджетных мест, а для педагогов существуют дополнительные социальные гарантии.
Но по факту получается печальная картина. Если условной Даше повезло родиться в семье, где у мамы высшее инженерное образование, а у папы гуманитарное, — у неё есть шанс усвоить школьную программу, родители помогут. Если условному Ване повезло родиться в семье, где на каждого члена семьи приходится два с половиной прожиточных минимума, — он тоже усвоит школьную программу, репетиторы объяснят, в соседнем городе их много, как и различных курсов по подготовке к различным экзаменам. А если условная Маша родилась третьим ребёнком в семье, где мама продавец, а папа водитель, то так она, скорее всего, и не поймёт ничего ни про валентность, ни про сопротивление. Ведь далеко не каждый продавец может объяснить своему ребёнку-восьмиклас- снику физику, химию, научить по-немецки разговаривать, даже если сам в школьные годы был круглым отличником… А в школе у неё очень мало шансов усвоить программу на уровне, позволяющем достойно сдать ЕГЭ и поступить, допустим, в медицинский вуз, желательно — на бюджет (платить-то за неё не с чего). Самостоятельно, по учебникам, учиться могут далеко не все, иначе и в школе не было бы надобности. Да и отношения (если можно так сказать про учеников и учителей) если не сложились с самого начала, то хоть на десять баллов учись, найдётся возможность перечеркнуть все эти старания одной оценкой или единственной фразой.
По вполне уважительным причинам у старшеклассников Хвастовичской школы в текущем учебном году не было многих уроков, в иных классах по некоторым предметам выпадали целые месяцы. Ни администрация школы, ни отдел образования не нашли возможности решить эту проблему — учителя другого поставить (очень уж специфические, видимо, предметы, хотя, почему-то, ожидается, что дети сами с помощью родителей вполне могут их усвоить), организовать работу учителя из другой школы, даже воспользоваться современными технологиями и включить урок на образовательной платформе в присутствии любого педагога. Нет. Лучше потом, в апреле или мае, по субботам по три урока за раз поставить, за месяц нагонят, тем более, ту же химию, к примеру, сдаёт не так много учеников, а кто сдаёт, те на школу не надеются. И нет у нашей условной Маши ни единого шанса стать доктором. Хоть какая она умница, а прилично ЕГЭ не сдаст — зарплата у родителей прожиточный минимум плюс три тысячи, а в семье трое детей, так что ни о каких репетиторах, подготовительных курсах, и даже онлайн-уроках не может быть и речи. И таких условных Маш у нас в Хвастовичах полшколы…
Много, очень много сложных вопросов у родителей к школе. А у школы к родителям ещё больше. В связи с пандемией уже в течение года нет родительских собраний, и нет возможности диалога между представителями разных лагерей. Хотя, нет, одно собрание в одном классе было. Учителя пытались доказать родителям, что дети не хотят учиться. Им на всё наплевать, их только по головке гладить. Наверное, и они в какой-то степени правы. Но как родитель восьмиклассницы (а ещё врача-ординатора и четвероклассника) могу с уверенностью сказать — дети хотят учиться. Да, ленятся, да, подростки трудноуправляемы, да, требовательны, даже чересчур. Но ведь и с них требуют. Перестраиваться, заниматься самоподготовкой и спортом, участвовать в конкурсах и олимпиадах, быть послушными и инициативными. В то время как сами педагоги не очень-то стремятся к освоению новых технологий, даже к элементарному общению с учениками на равных. А ведь учитель должен идти впереди хотя бы на полшага — и это во всём — начиная с организации учебного процесса и заканчивая чувством юмора и самоиронией, без которых общаться с подростками ну никак нельзя.
Повторюсь, вопросов к школе много. И чтобы решить проблемы, нужно их не только озвучить, но и принять на себя меру ответственности за их решение. А пока мы скидываем проблемы друг на друга — школа на родителей, родители на школу — так и будет продолжаться. Так и будут ученики слышать в свой адрес заветное «Ты не сдашь!», «Если вам не нравится, как я объясняю — идите к репетиторам!», «Это не входит в мои обязанности!». Так и будут родители получать сообщения в чатах «Примите меры, повлияйте, выучите, пересдайте…». Так и будут учителя ждать, что время повернётся вспять и ученики, наконец-то, станут такими, как тридцать лет тому назад…

Наталья Андросова.